лежащая в основе бытия, рожд-ся из потребительного отношения человека к природе и друг к другу. Чел. выступает как эгоистический субъект. Его воля как и воля вообще всегда холодна, направлена на другое и хочет им овладеть. Чувство эгоизма, а не любовь приковывает людей друг к другу. Человек по отношению к другому оказывается врагом. Однако чел. устает от своего эгоизма и потребительства. Он стремиться вырваться из оков эгоизма, т.е. несвободы.
Можно вырваться из потребительства и эгоизма :
• через достижения крайних форм эгоизма;
• через достижения самого дна
• через ощущение того, что мучая других ты оказываешься сам мучеником.
• сострадание и справедливость-путь по которому должен следовать человек,если он желает достичь свободы. Обретение же полн. своб. возможно только путем аскезы
• путь возвышенного: т.е. созерцание искусства, именно оно дает возможность человеку сливаться с миром, чувствовать свое единство с волей, перестать быть только субъектом или объектом.
Наиболее известной из иррационалистических трактовок культуры является концепция Ф. Ницше (1844-1900), отметившего кризис Европ. культ. своего времени и пришедшего к выводу об утрате обществом общечеловеч. ценностей, надвигающ-ся гибели культуры вообще. Основное понятие – Жизнь. В основе жизни лежит Воля. Постичь Волю можно лишь с помощью искусства. К науке Н. относился враждебно. Рассматрив. как биологически полезный вид заблуждения.
Искусство делит на 2 разновидности:
• апполоническая (рациональная, критическая)
• дионистическая (чувственная)
Считал, что современная культура абсолютизировала апполонич. в ущерб дионисейскому. В этом трагедия общества.
В поздний период появляется понятие сверхчеловека – освобожденный от общественного влияния и морали общества, кот. несет ответственность только перед собой. Жизнь для Н. становится стремлением к воле и власти. И именно в ней и в сверхчеловеке он видит смысл жизни и к-ры.
Именно сверхчеловек способен творить культуру, свободную от условностей морали и соответствующую природе, т.е. жизни. Н. сторонник элитарного подхода к искусству и культуре, основанного на отрицании роли разума и научного познания.
18-19 вв. (по Н.) прошли под знаком упадка дух. жизни Евр. и создали такую форму мышления как нигилизм: в совр. общ-ве преобладает типическое, усредненное начало, а творческое, инд-ное подавляется. Противоядие к нигилизму – в сфере искусства. Конц. Н. – призыв к разрушению совр. общественных отношений и взглядов и призыв к фор-мированию нового общ-ва и чел-ка.
8. Психоаналитические концепции культуры (Фрейд, Юнг)
В 18 веке выражает понятие о человеке как природном существе и отличается человек животного только обьемом мозга т.е. психикой. З.Фрейд считает, что в культурном и общественном плане человек так и остался первобытным, основным в психике человека являются инстинкты. Выделил в психике три слоя 1.сверх -я сфера культурной духовной жизни, мораль 2.я - сознание , разум, сфера, направленная на получение пользы. 3.бессознательный "оно" - это инстинкты человека Фрейд понимал, как энергетическое существо, энергией его является либидо, т.е. сексуальные инстинкты. По Фрейду чувство вины заставляет человека конфликтовать с самим собой, а инстинктивные начала толкают его на получение наслаждения, удовольствия. Культура общества это системы, развивающиеся ,но источником их развития являются биологические инстинкты, заключенные индивидууме т.е. в "ОНО". Человек бессознательно стремится к самореализации, культура создает условия, принципы, нормы, формы этой реализации, т.е. пути. В человеке желание реализовать себя определенным образом побуждает необходимость искать различные пути и формы реализации это и вызывает развитие культуры. По Фрейду культура и общество консервативны и мешают реализации человека, но он и признает их необходимость. Заслуга Фрейда в том, что он первый поставил проблему бессознательного, но применял бессознательное очень узко т.е как сферу инстинктов человека. А кроме них есть чувства, навыки, интуиция.
Последователь Фрейда швейцарский психолог Юнг отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основной его постулат о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека. Он ввел понятие архетипа - образа - символа носителя коллективного бессознательного - как импульс возникновения культуры.
Фрейд и Юнг натуралистической модели культуры.
9. Игровые модели культуры (Хейзинга, Ортега-и-Гассет)
По мнению нидерландского ученого Иогана Хейзинга, игра занимает особое место в процессах развития культуры (это изложено в труде "Человек играющий"). Игра считает он старше культуры и возникает уже в среде животных. Все аспекты культуры(язык, литература, музыка и т.д. имеют в своей основе иглу. Игровая деятельность построена на фантазии, ценна самим процессом, в ходе которого человек развивает свои способности, адаптируется к реальному миру. Игра целиком творческая деятельность, а труд представляет собой далекую от самореализации узкопрактическую деятельность. Современное общество практически утратило игровую основу культуры и в связи с этим будет
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.