Учебная программа дисциплины "Управление отношениями с государственными структурами на предприятиях отрасли"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

дисциплины опирается на систему общих представлений студентов о современных политических системах и их основных институтах – учреждениях исполнительной и законодательной власти, партиях, группах по интересам, а также об основных механизмах взаимодействия государства и общества.

Основными задачами изучения курса являются:

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Дисциплина является дисциплиной по выбору студента.

 В результате освоения дисциплины выпускник должен:

- знать:

теоретические и методологические основы взаимодействия с органами власти

теоретические основы организации системы взаимодействия с органами власти в компании

- уметь:

ориентироваться в практике взаимодействия с органами власти на страновом, межстрановом и глобальном уровнях;

- иметь представление:

о законодательных основах лоббизма в разных странах;

- обладать навыками:

необходимыми для специалиста по взаимодействию с органами власти

3. Содержание дисциплины

3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (заочная форма обучения)

п/п

Раздел

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Теоретические основы взаимодействия с органами власти

2

Основы организации системы взаимодействия с органами власти в компаниях

3

Формы взаимодействия бизнеса и государства

4

Взаимодействие с органами власти: зарубежный опыт

5

Правовое обеспечение лоббизма как ключевого инструмента взаимодействия с органами власти.

6

7

Итого

Всего

3.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Теоретические основы взаимодействия с органами власти

Тема 1. Методология взаимодействия с органами власти.

Предмет взаимодействия. Основные понятия, субъекты, объекты взаимодействия, цель, задачи, принципы. Основные подходы к пониманию предмета GR.

Тема 2. Лоббизм как ключевая составляющая системы взаимодействия с органами власти. Лоббизм как политическая коммуникация.

Объект и предмет лоббизма. Лоббизм и GR. Лоббизм – ключевой инструмент взаимодействия с органами власти. Лоббизм как форма представительства интересов бизнеса. Виды и технологии лоббирования. Модели лоббистской коммуникации. Основные субъекты лоббистской деятельности. Коррупция как латентная составляющая лоббизма. Оценка лоббистской деятельности.

Тема 3. Органы власти как объект Governmentrelations.

Система и структура органов власти: федеральные, региональные, местные. Исполнительная власть: отраслевые министерства и ведомства; законодательная власть: палаты Федерального Собрания РФ, региональные законодательные собрания. Таргетирование  органов власти при осуществлении взаимодействия. Особенности взаимодействия с органами власти на различных уровнях.

Раздел 2. Основы организации системы взаимодействия с органами власти в компаниях

Тема 1. Место GR в системе коммуникации с внешней средой.

Компания как социотехническая система. Место компании во внешней среде. Основные стейкхолдеры компании – субъекты внешней среды, влияющие на развитие  компании. Сегментация стейкхолдеров. Основные виды взаимодействия компании с субъектами внешней среды. Взаимодействие видов коммуникаций друг с другом: GR, PR, IR, CR и т.д.  GR как одна их форм (каналов) взаимодействия компании и стейкхолдеров, в данном случае органов власти.

Тема 2. Организация и методика работы GR-подразделений в компании.

Структурные подразделения в компании, ответственные за взаимодействие с органами власти. Виды подразделений, особенности, методика работы.  «Триада GR: мониторинг-анализ-переговоры». Лоббисты и GR-менеджеры в компании. Нормативные документы, регламентирующие работу GR-подразделений. Необходимые навыки специалиста в сфере Gr. Особенности кадрового состава GR- подразделений в российских и иностранных компаниях.

Раздел 3. Формы взаимодействия бизнеса и государства.

Государственно-частное партнерство как основная форма взаимодействия государства и бизнеса. Проекты государственно-частного партнерства, реализуемые в России. Институты развития. Проблемы и перспективы реализации проектов государственно-частного партнерства в России.

Раздел 4. Взаимодействие с органами власти: зарубежный опыт

Опыт организации взаимодействия с органами власти за рубежом: США, Канада, страны ЕС. Особенности лоббистской деятельности в различных странах мира. Нормативное правовое регулирование лобббистской деятельности за рубежом. Особенности взаимодействия с органами власти при выходе российских компаний на рынки развивающихся стран.

Раздел 5. Правовое обеспечение лоббизма как ключевого инструмента взаимодействия с органами власти.

О проекте ФЗ 2О лоббистской деятельности». История рассмотрения и перспективы принятия.

Раздел 6. GR-кейсы.

5.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Базовый учебник:

Любимов А.П. История лоббизма в России. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. – 208 с.

Основная литература:

1.  С.П.Перегудов. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М., ИМЭМО, 2000.

2.  А. Д. Берлин, Г. Э. Григор. Корпоративный лоббизм. Теория и практика Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве, 2005 г.

3.  Любимов А.П.: Профессиональный лоббизм. Технологии лоббирования. Москва: издательство Государственной Думы, 1998

4.  С.П.Перегудов. Корпоративный капитал в мировой и российской политике. Москва,  ИМЭМО РАН, 2005.

5.  Виноградова Т.И. Лоббирование как социальная технология. // На пути к публичной политике: 10 лет Стратегии - СПб, 2003 http://www.lobbying.ru/index.php?article_id=1063  

6.  Павел Толстых GR. Практикум по лоббизму в России
М: Альпина бизнес букс, 2007.

Дополнительная литература:

1.  Ильичева Л.Е. Лоббизм и корпоративизм. М: Экономика, 2002

2.  Нещадин А.А, Блохин А.А., Верещагин В.В, Григорьев О.В., Ионин Л.Г. Кашин В.К., Малютин М.В. Лоббизм в России: этапы большого пути. // Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997). – М. 2002

3.  А. Э. Бинецкий Лоббизм в современном мире.

4.  Издательство: ТЕИС, 2004 г.

5.  Я. Паппэ, Я. Галухина Российские корпорации: от олигархических структур до полноправных субъектов мирового рынка. // «Неприкосновенный запас» №4-5(48-49), 2006

6.  Паппэ Я.Ш. «Олигархи»: Экономическая хроника, 1992-2000. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

7.  А. В. Павроз. Группы интересов и лоббизм в политике

8.  . Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006 г.

9.  К.В. Киселев Лоббизм: проблемы правового регулирования в журнале ЧиновникЪ №3'00 (9)

10.Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. // Под ред. Т.И.Виноградовой. – СПб: Норма, 2002

11.Глава 9. Технологии лоббирования. // Учебное пособие - А.С.Автономов, Т.И.Виноградова, М.Ф.Замятина, Н.Л.Хананашвили. Социальные технологии межсекторного взаимодействия в современной России. Под общей редакцией д.ю.н. А.С.Автономова. Учебник. М.: Фонд «Нан», 2003

12.С.П. Перегудов. Гражданское общество как субъект публичной политики. // Полис №2, 2006

13.Благов Ю.Е. 2004. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление. Российский журнал менеджмента. №3, 2004. с. 17-34.

14.Н. Лапина, А. Чирикова, С. Перегудов Социальная политика бизнеса в российских регионах. ИНИОН РАН, 2005 г.

Интернет ресурсы:

1.  http://www.lobbying.ru

2.  http://www.stratagema.org/lobbizm.php

3.  http://www.paricom-evolution.ru

Вопросы для подготовки к зачету

1.  Понятия «лоббизм», «Gaverment Relations», Public Affairs, Public Relations, Advocacy.

2.  Предмет, объект, субъект Gaverment Relations.

3.  Понятие группы интересов, артикуляция интересов, категории групп интересов.

4.  Субъект, объект лоббизма.

5.  Предмет лоббизма.

6.  Виды лоббизма.

7.  Основные технологии лоббирования.

8.  Система и структура органов власти: исполнительная, законодательная, судебная.

9.  Компания как социотехническая система.

10.  Факторы внешней среды, оказывающие влияние на развитие компании.

11.  Понятие «стейкхолдеры».

12.  Основные стейкхолдеры компании.

13.  Виды коммуникаций в компании.

14.  Взаимодействие видов коммуникаций друг с другом.

15.  Структурные подразделения в компании, ответственные за взаимодействие с органами власти.

16.   Механизмы организационного оформления функций GR в компании.

17.  Задачи департамента по связям с государственными структурами.

18.  Государственно-частное партнерство, понятие, сущность.

19.  Основные формы ГЧП.

20.  Опыт организации взаимодействия с органами власти за рубежом: США, Кнада, страны ЕС.

21.  Особенности лоббистской деятельности в различных странах мира.

22.  Правовое регулирование лоббистской деятельности за рубежом.

23.  Проект ФЗ «О лоббистской деятельности». История рассмотрения и перспективы принятия.

Контроль по дисциплине «Управление отношениями с государственными структурами» осуществляется в форме тестирования по материалам

Похожие материалы

Информация о работе