Такие размышления перекликаются с работами Одоевского по проблемам эстетики, в частности с его «Опытом теории изящных искусств с особенным применением оной к музыке», который он написал еще в 1825 г.
По его мнению, в искусстве действует сила, которую, быть может, имели раньше все, но которая утеряна человечеством благодаря развитию рассудочности. Высшее место в эстетике Одоевский отводит музыке, считая ее «прямым языком души».
Еще в 1823 г. в своем письме от 16 июля своему другу, литератору В.П.Титову он выдвигает свою гипотезу происхождения искусств. Он писал: «Пантомима была начальным языком человека, потом следовали неопределенные звуки, выражавшие различные предметы в природе, как-то: свист, гром и проч., чему служит доказательством существование во всех языках слов так называемых природоподражательных... Наконец, уже произошли определенные слова. Не таков ли ход должны иметь и искусства. Пантомиме соответствует живопись; звукам природо-подражательным - музыка, словам - поэзия» (там же, с.599).
Этические воззрения Одоевского связаны с «инстинктуальной силой». Она в его понимании «дает инстинктуальное познание добра и зла». Одоевский сурово осуждает современность, находящуюся в плену материальных интересов, военный характер современных ему государств, бичует «военное образование». Учение Одоевского о современности достигает своего апогея в книге «Русские ночи», которую он опубликовал в 1844 г. Устами главного героя произведения, носящего характерное имя Фауст, он дает критику западной культуры и предвещает неизбежную гибель Запада, базируясь на теориях Мальтуса и Бентама.
Сам роман состоит из двух трактатов. В одном из них изображается капиталистического общество, где доведены до логического конца взгляды Мальтуса, автора знаменитого «Опыта о законе народонаселения» (1798), т.е. общество, в котором, из-за бесконтрольного размножения, царят войны, эпидемии, разврат. Во втором трактате изображается мир по Бентаму, английскому философу, основоположнику учения «утилитаризма», т.е. постоянной выгоды. Жители Бентамии (так называет автор выдуманную страну) живут по принципу преследования только собственной выгоды. Исходя из этого, они начинают завоевательную войну со своими соседями, составив баланс затрат на ведение войны и выгод, получаемых от нее. Всеобщее преследование собственной выгоды ведет к столкновению выгод отдельных лиц, общин, городов. Поскольку общественные сооружения не приносят непосредственной пользы каждому отдельному человеку, ими пренебрегают. Идет хищническое развитие торговли. Заброшено воспитание, поэзия и пр.»От прежних славных времен осталось только одно слово - польза; но и то получило смысл неопределенный: его всякий толковал по-своему».
Удивительно напоминает положение в бывших советских республиках.
Говоря о гибели Запада, Одоевский пишет, что спасти Европу может только народ со свежими силами. Таким народом, по его мнению, является русский народ, ибо, пишет он, «мы поставлены на рубеже двух миров - протекшего и будущего; мы - новы и свежи; мы - непричастны преступлениям старой Европы; перед нами разыгрывается ее странная, таинственная драма, разгадка которой, быть может, таится в глубине русского духа». Девятнадцатый век, по мнению Одоевского, принадлежит России. «Чтобы достигнуть полного, гармонического развития, - пишет он далее,
- основных общечеловеческих стихий, Западу не хватает своего Петра, который привил бы ему свежие, могучие соки славянского Востока». Он подчеркивает «всеобъемлющую многосторонность русского духа», «стихию всеобщности или, лучше сказать, - всеобнимаемости», т.е. использует слова, которые позднее в свой оборот возьмут славянофилы.
Следует отметить, что Одоевский был автором также романа-утопии, который называется «»4338-й год» и изображает мир через 2500 лет после написания произведения, т.е. после 1838 г.
Уже появился телефон, электрические аэростаты, прорыт тоннель под Гималаями, освоена Луна. На земном шаре остались два сверхгосударства - более развития Россия, охватывающая почти весь мир, и менее развитый Китай. Англичане и американцы «одичали» и продают свои города и острова «с публичного торга», а Россия их скупает.
Общество будущего у Одоевского - своего рода сиентократия:
оно управляется людьми науки и искусства, разница между которыми исчезает. Эти люди - одновременно и правители и слуги общества. Жизнь их непродолжительна, потому что «непомерные труды убивают их». Россия является монархией, сам же монарх - принадлежит к числу первых поэтов времени. В обществе есть богатые и богатейшие, но вообще стратификация общества неразвита, только упоминается, что существует конфликт между мудрыми и бескорыстными учеными и вульгарными «промышленниками».
Одоевский - один из крупнейших и интереснейших мыслителей первой половины Х1Х в. Начинал же он как один из «любомудров», которые способствовали распространению немецкого идеализма среди учащейся молодежи. От них легко перебросить идейный мостик к кружку Станкевича, который в 30-е гг., тоже начав с философии Шеллинга, перешел затем к пропаганде гегельянства в России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.