Главным условием субъекта международного бизнеса является наличие у него такого уровня конкурентных преимуществ, который де-факто приводит к определению его в этой роли иными субъектами, которые ранее определили и распределили свои позиции и роли в определенных сферах международной экономической деятельности. Опыт показывает, что борьба за признание и допуск субъекта на значительную позицию в системе международного экономического взаимодействия может занимать достаточно продолжительный период времени, который может быть связан со сменой этапов эволюции международных экономических отношений и даже переходом из одного состояния мирового экономического порядка в другой.
Управленческая деятельность всегда базируется на основных правилах, которые соблюдают субъекты в процессе принятия тех либо иных решений. Эти правила могут быть декларированы в специальных документах или быть своеобразной традицией, нормой, обычаем. Чаше всего имеет место объединение того и другого.
В целом, можно выделить три уровня принципов международного менеджмента: общие, специфические, экономические.
Общие принципы – это незначительное количество общепризнанных во всем мире правил, которые стали своеобразными общеизвестными истинами (аксиомами), которых придерживаются все участники международных отношений. Их количество различно, однако основными являются три из них:
-научность международного менеджмента. Этот принцип означает развитие международного менеджмента в соответствии с объективными экономическими законами. Управление международными деловыми операциями предусматривает выявление предприятием спроса и предложения на его продукцию, изучение уровня цен и соотношение их с затратами страны-экспортера и т.д., знание менеджерами теорий международной торговли и прогнозирование изменений на международных рынках.
- системность международного менеджмента. Этот принцип означает, что между отдельными составляющими международной деятельности существуют постоянные взаимосвязи. Одним из наиболее существенных составляющих является контракт. В международном менеджменте необходимо обеспечить взаимосвязь между всеми статьями контракта: качеством товара, базисными условиями поставки и ценой, валютой цены , валютой расчета и формами платежа, сроками поставок и транспортных условий и т.д. Принцип системности также предусматривает активное участие управляющих в организации и развитии внутринационального бизнеса, поскольку проблемы во внутренней деятельности угрожают и международным операциям. Принцип системности международного менеджмента проявляется также в необходимости взаимосвязи международных операций данного предприятия с международным бизнесом в целом.
- принцип взаимовыгодности. На первый взгляд реализация данного принципа проста – каждый субъект принимает участие в международных операциях и получает свою долю прибыли. Однако придерживаться этого принципа достаточно сложно по прошествии некоторого времени после подписания соглашения. Этому препятствуют изменения валютных курсов, наличие различных связей между отдельными контрактами, использование бартерных операций и т.д. Поэтому реализация данного принципа требует проведения тщательного анализа и учета, разделения различных потоков прибыли и затрат.
Специфические принципы – закреплены в международных правовых актах и являются обязательными для всех государств, которые подписали данный акт.
Наиболее полный перечень принципов осуществления международной деятельности провозглашен «Хартией экономических прав и обязанностей государств», принятый 4 специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974г. Хартия была принята совместно с Декларацией об установлении нового экономического порядка и Программой действий по его установлению. В указанных документах провозглашены следующие принципы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.