5. Взаимосвязь экономико-организационно-управленческих категорий
Вариант по последней цифре зачетной книжки студента |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
Что означает «триединая» задача НОТ? Ваш комментарий. _______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
Раскройте содержание направлений рационализации приемов и методов труда. Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
Какие факторы определяют технологическую границу разделения труда? Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
4 |
Что определяет экономическую границу разделения и кооперации труда на предприятии? Ваш комментарий. _______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
5 |
Что определяет психофизиологическую и социальную границу разделения и кооперации труда на предприятии? Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
6 |
Считается, что капиталовложения в человека, в условия его труда, образование и всей его жизнедеятельности признаются более выгодными, чем создание новых рабочих мест, вложения в техническое развитие, почему? Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
7 |
Какие положения учения «тейлоризм» Вы применили бы сегодня? Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
8 |
Основные положения научного управления по Г. Форду I (1863–1947 гг.). Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
9 |
Вам поручили оригинальное задание, за выполнение которого руководство может дополнительно поощрить Вас. Выберите вариант Ваших действий, обоснуйте его: а) Вы опросите сотрудников отдела, не выполнял ли кто-нибудь такое задание ранее, и только тогда наметите план работ; б) Вы сосредоточитесь над выполнением задания, не пожалеете времени на подготовительную работу; в) Вы, предварительно узнав о сложности задания, откажетесь от его выполнения. Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
10 |
Основные положения научного управления по А. Файолю (1841–1925 гг.). Ваш комментарий. ______________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
6. Ситуации и проблемы |
|||||||||||||||||||||||||||
Вариант по последней цифре номера академической группы студента |
|||||||||||||||||||||||||||
1 |
Внедрение организационно-технических мероприятий на участке позволило сократить численность рабочих и повысить эффективность использования рабочего времени оставшихся рабочих. Определите рациональность функционального разделения труда при следующих условиях: – численность бригады: до внедрения мероприятий 14 чел.; после внедрения мероприятий 12 чел. – оперативное время одного рабочего: до внедрения мероприятий 5,5 мин; после внедрения мероприятий 6,1 мин. Продолжительность смены Тсм = 8.00 ч. Подсчитайте также коэффициенты уплотнения рабочего дня kу и повышения производительности труда kп.т. Ваши суждения. ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
Требуется выбрать вариант планировки рабочего места, оснащенного плоскошлифовальными станками. Возможны три варианта планировки, которые характеризуются следующими данными: а) расстояние перемещения рабочего за время выполнения операции 12 м, занимаемая производственная площадь 32 м2, норма времени на операцию 1,6 мин; б) расстояние перемещения рабочего 6 м, площадь рабочего места 40 м2; в) расстояние перемещения рабочего 3 м, площадь рабочего места 26 м2 . Исходные данные общие для всех вариантов: годовой норматив амортизационных отчислений за используемую производственную площадь На = 4 %, стоимость 1 м2 производственной площади Sп = 5600 руб., годовой эффективный фонд времени оборудования Фэф = 3950 ч, тарифная ставка рабочего-сдельщика 3 разряда 5,47 руб./ ч, скорость перемещения рабочего 4,5 км/ ч. Определите возможное изменение нормы времени для вариантов «б» и «в» за счет изменения рабочего времени на перемещениях рабочего. Выбрать рациональный вариант планировки рабочего места, используя критерий λ ® min. Критерий λ определяется по формуле Ваши суждения. ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
3 |
В сборочном цехе лента конвейера движется в течение всей смены с постоянной скоростью. Санитарно-гигиенические условия в цехе оптимальные. Эстетические условия соответствуют характеру труда. Режим работы сборщиков с 8.00 до 17.00 ч с обеденным перерывом с 12.00 до 13.00 ч. На основании проведенных исследований организации и условий труда получены следующие данные: занятость в течение смены – 98,0 %; работоспособность сборщиков на протяжении рабочего дня непостоянна и характеризуется следующими данными. Час рабочей смены – 1 2 3 4 5 6 7 8 Работоспособность, % – 89 108 100 92 95 108 100 80 Основываясь на полученных данных, постройте кривую работоспособности и дайте предложения, основываясь на данных табл. 4, по улучшению режимов труда и отдыха на сборочном конвейере. Таблица 4 Физиологические изменения в организме человека в зависимости от тяжести труда
Ваши суждения. _____________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
4 |
На предприятии при трехсменной работе примерно около 3 часов ночи у рабочих наблюдается общая слабость, так как в это время организм менее всего настроен на выполнение работы. Производительность труда в дневную смену выше на 6 %, чем в вечернюю, в вечернюю смену выше на 20 %, чем в ночную. Дайте предложения по организации многостаночной работы, по сокращению текучести рабочей силы и повышению производительности труда, если коэффициент сменности работы рабочих kсм равен трем. Наименьшая трудоспособность человека отмечается в ночное время с 22.00 ч до 6.00 ч утра. Ваши суждения. ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
5 |
Замеры значений факторов, формирующих условия труда на рабочем месте кузнеца на молоте, позволили получить следующие данные. 1. Вредные вещества в воздухе рабочей зоны: 4-й класс опасности (окиси углерода при норме до 22,00 мг/ м3 , фактическое значение 22,60 мг/ м3) при продолжительности действия 75 % сменного времени. 2. Вибрация технологическая – при норме до 92 дБ, фактическое значение составило 117 дБ в течение 75 % рабочего времени. 3. Уровень шума – при норме до 80 дБ, фактическое значение 112 дБ в течение 75 % времени смены. 4. Температура воздуха – при норме 17–27 оС, фактическое значение 32 0С в течение всей смены. 5. Относительная влажность воздуха – при норме 15–75 %, фактическое значение 35 % в течение всей смены. 6. Интенсивность инфракрасного излучения – при норме до 140 Вт/ м2, фактическое значение составило 720 Вт/ м2 в течение 30 % сменного времени. 7. Разовая величина груза, поднимаемая вручную, – до 40 кг. 8. Рабочая поза и перемещение в пространстве – свободные. Рассчитайте общую оценку условий труда на рабочем месте кузнеца и, если необходимо, установите размер доплат за работу во вредных условиях труда. Ваши суждения. ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
6 |
Определите уровни организации труда в трех цехах предприятия и предложите конкретные мероприятия по улучшению организации труда, после чего рассчитайте ожидаемый коэффициент организации труда kо.т = = Фи/ Фп , где Фи – использованный фонд рабочего времени; Фп – потенциальный фонд рабочего времени и возможный рост производительности труда по предприятию в целом за счет организационных резервов (лучшего использования совокупного фонда рабочего времени). Данные представлены в табл. 5. Таблица 5
Численность рабочих 380 226 193 Номинальный фонд рабочего времени на 1 человека в год, смен 262 262 262 Средняя продолжительность смены по графику, ч 7,9 8,00 7,6 Средняя продолжительность основных отпусков (в перерасчете на 5-дневную неделю), дн./ год 14 14 15 Прочие нерезервообразующие затраты, дн./ год 1 1 1 Резервообразующие затраты рабочего времени, дн./ год: – временная нетрудоспособность 6 8 10,5 – прогулы 0,7 0,5 0,4 Простои внутрисменные, ч/ смену: – по техническим причинам 0,4 0,3 0,7 – по организационным причинам 0,5 0,7 0,4 – в связи с нарушениями дисциплины труда 0,1 0,15 0,1 Ваши суждения. _________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
7 |
Предусмотреть и оценить реальное сокращение потерь в зависимости от ожидаемой эффективности предложенных мероприятий. Показатели деятельности предприятия Численность рабочих – 1500 чел., плановая годовая выработка на одного рабочего в год 9960 руб., средняя годовая заработная плата одного рабочего – 2544 руб., размер отчислений на социальное страхование – 14 %, затраты на 1 руб. продукции по плану – 0,95 руб., удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости – 24 %. Варианты мероприятий 1. Повысить производительность труда на 12 %. За счет этого высвободить соответствующее число рабочих, что потребует капитальных затрат в сумме 1874,0 тыс. руб. и, кроме того, у каждого из оставшихся рабочих среднегодовая заработная плата возрастет на 2,5 %. 2. Ограничить повышение производительности труда до 8,5 %.За счет этого при относительно меньших затратах увеличить выпуск продукции пропорционально росту производительности труда с учетом прироста средней заработной платы рабочих на 3,5 %. Капитальных затрат в этом случае потребуется на 50 % меньше, чем в первом варианте. 3. За счет повышения производительности труда на 12 % увеличить выпуск продукции на 8 %, за счет 4 % прироста производительности труда сократить численность рабочих. При этом у оставшихся рабочих средняя заработная плата возрастет на 0,8 %. Капитальные затраты соответствуют первому варианту. Выбрать оптимальный вариант и обосновать его. Ваши суждения. ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
8 |
Рассмотрев обстоятельства и причины травматизма, оцените производственный травматизм, рассчитайте общий коэффициент частоты травм, отдельно производственных. Численность работников цеха 245 чел. Случаи и обстоятельства травматизма. 1. Шел на работу, упал, вывихнул ногу – 1 чел. 2. Ехал на транспорте предприятия в рабочее время, попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), получил легкое ранение – 1 чел. 3. Во время заточки инструмента поранил кисть правой руки – 2 чел. 4. В состоянии опьянения на рабочем месте в рабочее время ушиб левую коленную чашечку – 1 чел. 5. В обеденный перерыв на территории предприятия играл в хоккей, клюшкой попали в лицо – 1 чел. 6. Получил задание наладить станок на соседнем предприятии. В ходе наладки легкая электротравма – 1 чел. 7. На своем рабочем месте изготавливал для себя огородную тяпку, спешил, ударил молотком по пальцу – 1 чел. 8. Нарушив правила ТБ, работал без защитных очков, получил травму глаза – 1 чел. 9. Работая сверхурочно по указанию мастера, упал с высоты 2 м и получил ушиб бедра – 1 чел. Ваши суждения. _________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
9 |
Баланс рабочего времени основных рабочих в цехе представлен следующими показателями (в процентах к сменному времени). – подготовительно заключительный этап 10 (норматив 6,25) – оперативная работа 49 (норматив 75,7) – технологически неустранимые перерывы 8 (норматив 8) – обслуживание рабочего места самими основными рабочими: а) по подналадке оборудования 6 (норматив 2) б) по заправке инструмента 3 (норматив 2) в) по доставке материалов 4 (не предусмотрено) – отдых и личные надобности 9 (норматив 6) – потери рабочего времени из-за нераспорядительности мастера и на рядчика 11 (не предусмотрено). Численность основных рабочих 78 чел., мастеров – 2 чел., нарядчик – 1 чел. Оцените возможные варианты улучшения организации труда и повышения за счет этого производительности в расчете на весь персонал. 1. Сохранить индивидуальную организацию труда, но освободить основных рабочих о выполнения функций по обслуживанию рабочих мест, ввести для этого соответствующее число вспомогательных рабочих различных специальностей. (Каких? Сколько? Нормативное оперативное время на каждого 364 мин в смену). 2. Создать две укрупненные комплексные бригады, в которые будут включены мастера-бригадиры и вспомогательные рабочие-специалисты. (Сколько и каких в каждую бригаду? Как использовать время технологических перерывов?). 3. Создать три бригады основных рабочих и одну бригаду по обслуживанию рабочих мест (обосновать ее численность и состав). Мастеров и нарядчика по оплате труда перевести на косвенную сдельную систему от выработки бригад. Во всех вариантах рассчитать рост производительности труда. Ваши суждения. _________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||
10 |
В механическом цехе работает 96 станочников, каждый из которых в течение смены затрачивает на заточку режущего инструмента в среднем 18 мин, а на транспортировку заготовок – 35 мин. Определите: а) сколько вспомогательных рабочих нужно взять на работу, чтобы они выполняли работы по заточке инструмента и транспортировке заготовок, с условием их занятости в среднем 420 мин в смену; б) как повысится производительность труда рабочих-станочников, если их освободить от выполнения функций по заточке инструмента и транспортировки заготовок и таким образом увеличить оперативное время. Ваши суждения. ________________________________________________ |
Составитель ________________________ В.Г. Заслонов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.