психологи и математики разработали очень много тестов и задач. Так, известна задача о карлике, который живет в многоэтажном доме. Суть задания состоит в следующем.
«Карлик живет на двадцатом этаже небоскреба. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Общественным транспортом едет на работу. Работает полный рабочий день. Вечером, возвращаясь с работы домой, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, выходит из лифта и остальной путь проделывает пешком. Почему он не поднимается в лифте на двадцатый этаж?».
Решая данное задание, можно приводить любые ответы типа:
«Он поступает так ради физической нагрузки».
«Он сгоняет лишний вес».
«Он навещает друга (либо приятельницу), который живет на десятом этаже» и т. д.
Все приведенные
ответы, как и многие другие, вполне правдоподобны, но не могут претендовать на
истинность. Правиль-ным является только один ответ: «Карлик может дотянуться
лишь
до десятой кнопки».
Логические рассуждения приводят к тому, что в ответах не использованы все условия задачи: эти ответы с равным успехом могут относиться и к великану, и к карлику. А здесь следует обязательно учесть, что речь идет о карлике, иначе зачем же было сообщать такую подробность?
Данная задача весьма подходит для наглядной демонстрации использования логики при поиске верных решений. Логические рассуждения приводят к доказательству того, почему из многих более или менее правильных ответов верен лишь один, и только один, ответ.
В этой задаче вполне очевидно, какой из многих ответов следует предпочесть.
Приведем еще один пример головоломки, посвященной использованию логики для ее решения. «Имеется девять монет, одна из которых фальшивая. По внешнему виду фальшивую монету от настоящей отличить невозможно. Установить подлинность монет можно только взвешиванием на точных весах – фальшивая монета тяжелее настоящей на один грамм». Вопрос: «Какое минимальное число взвешиваний необходимо произвести, чтобы отыскать фальшивую монету?».
Ответ решения данной задачи следующий: «Для того чтобы отыскать фальшивую монету, необходимо два взвешивания». Почему именно два? Вот и повод для читателя проверить умение логически мыслить.
Очевидно примеров, тестов, головоломок, задач, посвященных логическому мышлению и использованию логики, приводить можно бесконечное множество. Однако и вышеприведенных примеров доста-точно для того, чтобы перейти к рассмотрению понятия «логика».
В словаре иностранных слов под редакцией О. С. Мельничука термин «логика» трактуется как наука о законах, формах и приемах человеческого мышления, использование которых в процессе мышления и познания обеспечивает достижение объективной истины. Здесь выделяются и типы логики, а именно: формальная и матема-тическая.
Формальная логика – это наука, которая изучает формы мыш-ления (понятия, суждения, умозаключения) и структуры научного зна-ния (дедуктивные системы и т. п.).
Математическая логика – это символическое выражение фор-мальной логики, наивысший этап ее развития.
Цель логики – формирование системы знаний об основных категориях, законах и формах логического мышления.
Предмет логики – формы, структура и законы правильного мышления.
Основные задачи логики – изучение основных понятий и терми-нологии логики, постижение навыков правильного формулирования мыслей, умение логично и аргументировано доказывать истину или «отметать» ложные положения.
Многие ученые сегодня единодушны в том, что логика
является наукой, которая изучает особый, самобытный мир со своими законами,
идеализациями, традициями, спорами и т. д. То, о чем она говорит, знакомо и
близко каждому. Но войти в ее мир, почувствовать его внутреннюю согласованность
и динамику, проникнуться его своеобразным духом непросто. Логика– наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к
последовательному
и доказательному рассуждению.
Одна из специальных форм генерального (общего) менеджмента – операционный менеджмент, а также современная теория исследо-вания операций при изучении логики позволяет выделить в ней так называемые логические операции, которые помогут читателю более глубоко понять суть последней. К ним относятся: определение, классификация, доказательство, опровержение, обобщение и т. п. Эти операции применяются каждым человеком в его мыслительной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.