На протяжении трех лет в Праге выходят двадцать три библейские книги. Франциск Скорина сам проектировал шрифт для типографии (основу для формы букв ученый взял кириллицу), он также занимался созданием печатного оборудования, переводом, редактированием, корректированием набором и обучением сотрудников. При такой быстрой печатной деятельности Скорина не мог все делать сам. Одна книга выходила примерно за шесть недель. Книги издавались художественно оформленными: красивый шрифт, хорошая бумага, иллюстрации, красивые заглавные буквы.
В основу перевода был взят текст латинской Библии и библии чешского перевода(1506). Перед текстом каждой книги Франциск Скорина давал вольные и интересные вступления. В вступлениях отражены высокоидейные мотивы его издательской мысли и его широкие гуманистические мировоззрения. Книги адресованы не церкви, а светским людям для его просвещения.
По неизвестным причинам Франциск Скорина переехал в Вильню, где организовал издательство, первое на белорусской земле, и издал в нем две книги: «Малую Падарожную книжку»(1522) и «Апостол»(1525). Также там был издан календарь – первый печатный календарь на территории Восточной Европы. Календарь содержал не только список святых и церковных праздников, но и астрономический и светский (названия двенадцати месяцев были даны на церковном и на белорусском языках) и многое другое.
Библейские книги Скорина рассматривал как источник для получения знаний по истории, географии, астрономии. Он переводил Библию и давал объяснения непонятных слов и фраз, чтобы сделать ее доступной широкому кругу читателей. Для лучшего усвоения текста каждой книги Франциск Скорина делил его на главы, а главы – на стихи, и размещал многочисленные иллюстрации.
Франциск Скорина внес значительный вклад разработку белорусского литературного языка. Язык его изданий характеризуется как типовой узор белорусской редакции церковнославянского языка. Сам автор язык изданных библейских книг называл русским, поясняя читателю, что в Беларуси его времени употреблялись две письменности – старобелорусская и церковнославянская.
Помимо издательско-литературной просветительской деятельности Франциск Скорина был секретарем короля Дании, Виленского бискупа Яна, садовником короля Фердинанда и врачом.
Политическим идеалом Франциска Скорины являлась просвещенная, гуманная и сильная монархическая держава. По мнению Скорины, хороший правитель должен быть набожным, мудрым, образованным, управлять страной в строгом соответствии с законами. Франциск Скорина отдавал предпочтение мирному правителю, но способному защитить свой народ.
Его всесторонняя развитость, была удивительной, сфера его деятельности и интересов: теология, литература, медицина, ботаника, графика правовое дело и многое другое. Но одним из главных направлений его деятельности было просвещение. Благодаря пионерской деятельности Франциска Скорины в истории белорусского книгопечатанья и во всей Восточной Европе белорусский народ второй среди славян (после чешского), который имел Библию на родном языке. Франциск Скорина подтолкнул дальнейшее развитие книгопечатанья на территории Беларуси, да и во всей Восточной Европе: до конца шестнадцатого столетия появилось семь типографий. Вышло более ста печатных книг.
Франциск Скорина общался и был знаком с очень известными и влиятельными людьми того времени, среди них великий князь Жигимонт Каземирович, московский князь Василей III, прусский герцог Альбрехт, Фердинанд I, бургомистр Вильни Якуб Бабич, московский митрополит Даниил, Виленский бискуп Ян и многие другие.
Значение заслуг Франциска Скорины переоценить невозможно. В истории Беларуси его имя вписано на вечно. Сделанное им выделяет его в ряд самых лучших деятелей книжного дела.
Франциск Скорина показал пример самозабвенного служения своему народу и своей родине, на благо потомков.
Раиса Жук-Грышкевич. По слядам Франциска Скорины. // Мiнуўшчына. 1995. №6.с. 22-25
Новик Я.К., Марцуль Г.С.,Качалов И.Л. Гiсторыя Беларусi:у 2 ч. Мн. 1998. ч 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.