Социально-экономические права личности: конституционное регулирование и судебная защита, страница 2

Отмечая место социально-экономических прав в системе прав и свобод личности, следует заметить, что понятие права (свободы) обычно употребляется в двух значениях - общем и специальном (юридическом). В общем значении право (свобода) является состоянием человека, которое позволяет ему действовать по собственному усмотрению. Здесь речь идет об естественном праве (свободе) человека, не ограниченном формально-юридическими рамками. В специальном юридическом смысле право (свобода) - это мера возможного поведения человека, определенная в правовых актах. Часто в первом случае используется термин "естественное право", а во втором - "позитивное". Конституционные права и свободы человека и гражданина в экономической и социальной сферах, по нашему мнению, меньше связаны с естественным правом и больше с позитивным.

В основе социально-экономических прав и свобод лежит материальный критерий - собственность. В качестве второго критерия для определения социально-экономических прав выступает труд. Как уже отмечалось, социально-экономические права тесто связаны с личными и политическими правами и вместе с ними образуют правовой статус человека и гражданина. Однако в условиях рыночной экономики, наличия различных форм собственности, в том числе и частной, социально-экономические права реально гарантировать сложнее, чем, например, личные и политические права и свободы. Конституционные нормы закрепляют, скорее, стандарты в области социально-экономических прав, к которым должно стремиться государство. Наиболее наглядно это положение можно воспроизвести в области общего подхода к социально-экономическим правам, который закреплен в части второй статьи 21 Конституции: "Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий". Указанная конституционная норма была внесена в Конституцию Республики Беларусь по результатам референдума 24 ноября 1996 года. Она во многом включает в себя положения статьи 11 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, закрепляющей "право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни".

Разумеется, что указанные положения части второй статьи 21 Конституции следует рассматривать, скорее, в качестве нормы-принципа, которая определяет характер взаимоотношений государства и личности в области социально-экономических прав, чем в качестве конкретного права личности и соответствующей обязанности государства.

Однако большинство социально-экономических прав, закрепленных в Конституции, носит более конкретный характер. К таким правам относится право на труд (статья 41) и связанное с ним право на вознаграждение за труд (статья 42), право на отдых (статья 43), право частной собственности (статья 44), право на охрану здоровья (статья 45), право на социальное обеспечение (статья 47), право на жилище (статья 48), право на образование (статья 49) и др. Еще более детальный характер имеют конституционные нормы в области социально-экономических прав при перенесении их положений в законы и подзаконные акты. Почти каждому конституционному праву личности в этой области посвящены или специальный закон, или специальный раздел (глава) в соответствующем законе (кодексе). Кроме того, достаточно значительный объем социально-экономических прав регулируется не конституционными нормами, а нормами законов и подзаконных актов. Например, Кодекс законов о труде Республики Беларусь наряду с детализацией конституционных прав в области трудовых отношений предусматривает и специфические социально-экономические права и льготы (в связи с обучением; женщинам, имеющим детей и т.п.). Таким образом, объем социально-экономических прав гораздо шире, чем предусматривается конституционными нормами. И это отвечает части третьей статьи 21 Конституции, в которой указывается, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Защита социально-экономических прав личности является важнейшей задачей государства, всех его органов и должностных лиц. Такая обязанность вытекает из части второй статьи 59 Конституции, согласно которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.