85.10 Блок микроконтроллера состоит из следующих модулей: * ядра МК, включающего микропроцессор МП, ОЗУ, ПЗУ и тактирующее устройство Т, задающее цикл работы комплекта СУ; * двух интерфейсов последовательного обмена ИПС1 и ИПС2, обеспечивающих связь МП с ПП-ИК канала связи 1-го и 2-го пути; * двух четырехразрядных интерфейсов параллельного обмена ИП1 и ИП2, предназначенных для организации межпроцессорного обмена информацией; * адаптера АДС С2 связи между МП и модемом по стыку С2; * 16-разрядного параллельного интерфейса ИП3 для ввода в МК сигналов занятия рельсовых цепей и задания маршрута следования от УВПС; * 16-разрядного параллельного интерфейса ИП4 для ввода в МК сигналов от КДУ о номере комплекта СУ и коде станции; * 16-разрядного параллельного интерфейса ИП5 для вывода сигналов управления ИТМ, ИТП, ЗУМ. Программное обеспечение СУ построено по модульному принципу и может быть разбито на 3 группы. В первую группу входят программы, связанные с вводом-выводом и обработкой неинициативных сигналов от устройств кодирования номера станции и номера комплекта , ИТМ, ИТП, УВПС. Запуск этих программ производится последовательно в цикле прерывания от таймера, которое поступает с частотой 100 Гц.Ко второй группе относятся программы, выполняемые по сигналам прерывания от внешних инициативных устройств - модемов и приемопередатчиков ИК канала связи. Соответствующие прерывания вырабатываются ИПС1, ИПС2 и АДС С2. Обработка введенной информации, а также подготовка информации для передачи на ЦПУ или по ИК- каналу связи в ПУ выполняется в цикле прерывания от таймера, т.е. программами первой группы. |
85.13 Все задачи ПУ решаются в реальном времени; они делятся на основные и фоновые. Основные решаются с периодичностью 0,1 с; фоновые, к которым относятся автоконтроль и взаимный контроль исправности комплектов ПУ, считывание номеров маршрута, контроль работоспособности ИК-канала связи, - в промежутках между решениями набора основных задач. Задачи ПУ, связанные с обменом по ИК-каналу и приему сигналов от датчиков КП, выполняются по прерыванию от внешнего события. Повышение качества управления и эффективности работы АСУ ДПМ достигается при распределенной иерархической структуре технических средств и функций системы, обеспечивающей сохранение работоспособности в случае отказа отдельных устройств. Этому способствует наличие резервирования на всех уровнях иерархии, аппаратурный и программный контроль, организация совместной работы ПУ САВПМ и машиниста, возможность автономной работы отдельных СУ и ПУ. Обмен данных между СУ и ПУ осуществляется с помощью разработанной в МИИТе каналообразующей аппаратуры, работающей в инфракрасном диапазоне и подключенной к стандартным связевым адаптерам. Поездной полукомплект приемо-передатчика устанавливается в кабине машиниста перед лобовым стеклом, станционный - на пассажирской платформе перед вьездом в тоннель. Расстояние устойчивого обмена информацией между поездом и станцией (как на стоянке, так и при движении) должно быть не менее 20 м, скорость - 2400 Бод. Принятые схемные и технические решения обеспечивают устойчивую связь как в темноте, так и при наличии естественного или искусственного освещения приемника. Передатчик ИК-канала (рис.7) состоит из частотного манипулятора ЧМ, транзисторного усилителя мощности УМ, диодов ИК-излучения, оптической системы ОС, оптронной развязки ОР. На вход частотного манипулятора поступает сигнал генератора ПУ (f=576 кГц). |
87.1 Экспертные методы доказательства безопасности. Применяются на начальных этапах разработки системы при разработке технического задания и технических предложений. Экспертные методы предназначены для оценки: 1) концепции безопасности, приняой разработчиками. 2) Критерии опасных отказов. 3) Требования и показатели безопасности. 4) Предлагаемые технические решения. Эксперты: - сотрудники независимой организации, имеющие опыт работы в данной области. Экспертные методы: - формальные и неформальные процессы принятия решений на основе обобщённого опыта специалистов данной области. Экспертные методы основаны на: 1) интуиции 2) эрудиции 3) опыта 4) устойчивости мнения. Требования к экспертным оценкам: 1) высокий уровень точности 2) надёжность (достоверность) 3) аргументированность 4) непредвзятость 5) независимость от мнения коллег. |
85.11 В третью группу программ, выполняемых в фоновом режиме после программ первой и второй групп, входят программы тестирования микроконтроллера и выдача сигнала исправности. Модульный принцип построения микропроцессорного СУ и компоновки программного обеспечения позволяет достаточно просто наращивать функции, выполняемые станционным устройством. Комплекс технических средств СУ может быть расширен путем подключения к системной магистрали МК дополнительных интерфейсных блоков и модулей ОЗУ и ПЗУ. Т.о. можно вводить дополнительные программные модули, ориентированные на выполнение новых управляющих или информационых функций СУ. Поездное устройство АСУ ДПМ Поездное устройство управляет движением поезда по линии метрополитена под контролем машиниста с учетом информации, получаемой от ЦПУ через СУ и от поездных устройств АРС, а также осуществляет контроль исправности собственной аппаратуры. ПУ установлены в каждом головном вагоне поезда и имеют по два идентичных полукомплекта (рис.6). Рис.6. Структурная схема одного комплекта ПУ |
85.14 Рис.7. Структурная схема передатчика ИК-канала Приемник ИК-канала (рис.8) содержит оптическую систему, фотодиод, осуществляющий преобразование потока ИК- излучения в электрический сигнал, полосовой фильтр на резонансном усилителе РУ, пороговый формирователь сигналов ПФС, оптронную развязку ОР, цифровой частотный дискриминатор ЦЧД.
Рис.8. Структурная схема приемника ИК-канала Так как частотный манипулятор передатчика и цифровой частотный дискриминатор приемника конструктивно расположены на одной плате со связевым адаптером, а остальные функциональные узлы вместе с блоком питания установлены непосредственно у излучателя и фотоприемника, то оптронные пары, включенные по схеме "токовая петля", выполняют гальваническую развязку между соответствующими блоками. |
87.2 Экспертные методы: 1) Индивидуальные методы 2) Коллективные 3) Комбинированные 4) Экспертные системы (СППР – системы поддержки принятия решений). +) 1) суммарная информация больше 2) более охотно принимают ответственные решения 3) ? 4) ? -) 1) достижение согласия может доминировать над обоснованностью решения 2) проявление явной заинтересованности 3) ? 4) ? |
85.12 Каждый полукомплект содержит микроконтроллер МК, блок управления поездом БУП, блок обмена информацией БОИ, осевой датчик скорости ДС, приемо-передатчики инфракрасного канала ПП-ИК и коррекции пути ПП-КП, устройство кодирования номера маршрута КНМ и блок питания БП. Блок БУП состоит из интерфейса параллельного обмена ИП1, блока согласования БС и блока коммутации БК. Блок БОИ имеет интерфейсы последовательного ИПС и параллельного ИП2 обмена. В поездном устройстве автоведения МК предназначен для арифметической и логической обработки данных, поступающих от внешних устройств; хранения программ управления ПУ и исходных данных для линий метрополитена; временного хранения промежуточных результатов работы управляющих программ; управления обменом данными с внешними устройствами; обслуживания внешних прерываний ВНПР и прерываний по таймеру ПРТ. Входящий в БУП интерфейс ИП1 представляет собой устройство обработки, ввода информации и вывода команд. Он выполняет следующие функции: преобразование частотно-импульсного сигнала датчика ДС и сигнала о переключениях реостатного контроллера головного вагона в двоичный код, формирование сигнала прерывания по таймеру с частотой 10 Гц из частоты 10 кГц, получаемой от блока питания БП, для выдачи сигналов управления блоку БС; мультиплексирование сигналов ЦУП (цепей управления поездом), ПМ (пульта машиниста) и АРС (поездного устройства системы автоматического регулирования скорости), а также для контроля исправности БС и выдачи сигнала требования прерывания при сбоях и отказах. Комплекс задач, решаемых ПУ, предназначен для управления тягой с целью обеспечения заданного времени хода по перегону, тормозными средствами поезда для выполнения заданных ограничений скорости и прицельной остановки на станции, дверями и радиоинформатором, заходом в тупик и переводом ПУ в головном вагоне в режим хвостового и наоборот, для обмена информацией между ПУ и СУ, между комплектами ПУ и ее обработки, для автоконтроля и взаимного контроля исправности комплектов ПУ. |
86 Порядок проведения сертификации СЖАТ. 1. Подача и рассмотрение заявки на сертификацию (рассм. в течение месяца). 2. Предварительная проверка состояния производства сертифицируемой продукции. 3. Испытание сертифицируемой продукции в испытательных центрах. 4. Оформление регистрации, выдача сертификата. 5. Признание зарубежных сертификатов соответствия. 6. Надзор за сертификацией. 7. Предоставление информации о сертификации. 8. Рассмотрение апелляции по сертификации. Основные нормативные документы регламентирующие СЖАТ. ISO EN 50126 – каким вообще требованиям должны отвечать СЖАТ. 50128 – требования к ПО. 50129 – более мелкие к реализации систем. Приняты в марте 2000г. РФ – РД 0307-90 – общие технические условия. 0308-90 – требования к ТУ, разработкам и др. - Безопасность ЖАТ (15 рук. документов). Бел 7 основных РД РБ «Безопасность ж.д. А и Т».1. Основные понятия, термины и определения. 2. Выбор общие правила нормирования и методы расчёта. 3. Безопасность ПО. 4. Общие положения и порядок проведения испытаний на безопасность и методы. 5. Общий порядок доказательства на безопасность. 6. Методика испытаний блоков и узлов на устойчивость к внешним ЭМПомехам. 7. Порядок разработки и общие требования к ПО. Методолог. доказ-ства безопасности СЖАТ (см.также87,88,91,92,94). Доказательство безопасности выполняется разработчиками и утверждается независимой лабораторией. Основные методы доказательства безопасности: 1. Экспертные методы. 2. Расчётные. 3. Имитационные испытания. 4. Стендовые испытания. 5. Опытная эксплуатация (от 1г – до 3). Сбор информации об отказах при постоянной эксплуатации. |
88.1 Расчётные методы доказательства безопасности. Позволяют оценить количественные показатели надёжности и безопасности структур. 1) Расчёт по надёжностной схеме 2) Расчёт с использованием системы дифф. уравнений Колмогорова. Методы расчета количественных показателей надежности и безопасностиРассмотрим методы расчета показателей для различных структур, защищенных от опасных отказов. В этих структурах для сравнения результатов обработки информации на выходах и в контрольных точках вычислительных каналов используются компараторы с несимметричной характеристикой отказов. Вероятность безотказной работы дублированной структуры с умеренной связью (рисунок 5.1) определяется выражением:,(5.1) где P1, P& – вероятности безотказной работы соответственно канала обработки информации и выходной схемы «И»; n – число информационных выходов модуля; li – интенсивность отказов элементов канала обработки информации; l& – интенсивность отказов выходной схемы «И»; k – число элементов канала обработки информации. Рисунок 5.1 – Дублированная структура с умеренной связью |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.