Религия и религиоведение. Рождение и развитие библейской традиции, страница 12

Кроме 39 канонических книг, которые признают все христиане – и православные, и католики, и протестанты, - есть еще 11 книг, которые включают в Ветхий Завет только православные и католики. Православные называют их неканоническими, но назидательными, душеполезными, католики – второканоническими. К ним относятся вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские, книги Товита, Варуха, Юдифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Послание Иеремии. В православных и католических изданиях Библии шире, чем в протестантских представлен и текст некоторых канонических книг. Почему? Еще в III веке до н.э. был осуществлен перевод Священного Писания древних евреев на греческий язык. Перевод выполнялся, как гласит предание, по приказу тогдашнего египетского царя Филадельфа Птолемея семьюдесятью еврейскими толковниками (знатоками Писания), поэтому получил название «Септуагинта», что значит «семьдесят». Септуагинта включила в себя и те книги, которые позднее не вошли в иудейский канон. Примеру переводчиков Септуагинты последовали и Иероним (автор латинского перевода Библии – Вульгаты, что значит «обычная», «простонародная»), и другие католические и православные переводчики. В то же время большинство протестантов не признает принадлежность к Библии одиннадцати книг, дошедших до нас благодаря Септуагинте. Все христиане, а также иудеи выводят за пределы Ветхого Завета большое количество апокрифов (греч. apokryphos – тайный), текстов с сомнительным содержанием и (или) авторством: книгу Еноха, Завет 12 патриархов и др.

Для иудеев ТаНаХ, а для христиан вся Библия есть результат  Божественного Откровения, т.е. Священное Писание появилось, потому что Сам Бог пожелал сообщить людям некоторое знание о Себе. Иначе говоря, Священное Писание имеет богодухновенный характер. Его подлинным автором был Бог, а люди, записавшие священные тексты, выступали как Божьи соавторы. Они не стали безвольными марионетками Бога, которые писали, находясь в состоянии транса, подобно шаманам, когда те общаются с духами. Бог, пожелав через этих людей обратиться к человечеству, не уничтожил в них личностей, не отменил их способностей, культурный кругозор и индивидуальную манеру письма. Потому богословы предупреждают, что, изучая Священное Писание, мы должны различать в нем Божественную и человеческую стороны. От Бога в писании – бесспорная и неизменная вероучительная Истина, но ее выражали люди, миропонимание которых имело свои исторически обусловленные границы. Так что полной непогрешимости Священного Писания в исторических и естественнонаучных вопросах ждать не нужно, признают богословы, но ведь это не главное. Задача Священного Писания – помочь человеку увидеть за природными и социальными фактами своего существования его подлинный, Божественный смысл. По словам известного ученого Г. Галилея, «Библия учит нас, как взойти на небо (имеется ввиду Царствие Небесное, которое Христос обещал праведникам. – авт.), а не тому, как устроено небо», т.е. физическое небо.

Признавая богодухновенность Священного Писания, верующие относятся к нему с предельным вниманием и благоговением. Христианский богослов прп. Исаак Сирин (VI – VII вв.) так объяснил правильный способ чтения Библии: «Никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощь у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл». Там, где смысл продолжает оставаться загадочным, там, где критики Библии обнаруживают в ней противоречия и фактические ошибки, верующие обычно не торопятся впадать в панику и записываться в атеисты. Они получают повод еще раз погоревать о нынешнем несовершенстве человека, неспособного вместить спасительную для него божественную Истину. А кто-то повторит вслед еще одному древнехристианскому автору, св. Григорию Богослову (IV век): «Хорошо, если человек понимает смысл Писания – но еще лучше, если он просто кается, читая Слово».           

3. Что же представляла собой религия древних евреев согласно описаниям Ветхого Завета  (ТаНаХа)?