В XIX в. мир стал ареной гигантского единого процесса — развития капитализма, .которое шло, 'как указывают классики марксизма-ленинизма, неравномерно, создавая в разных странах различные условия для развития общественного сознания. Поэтому и критический реализм, возникая в литературе различных стран как явление, в некоторых важнейших чертах сходное, по мере своей эволюции приобретал в каждой стране специфическое для литературы содержание, неповторимые национальные примеры.
Если романтизм был вызван к жизни реакцией па ломку старого,
докапиталистического общества, то критический реализм вызван к
жизни противоречиями бурного капиталистического развития, последовавшего за периодом ломки старого общества и его культуры. В ходе
этих процессов обнаружился антигуманистический характер капиталистического общества, 'вскрылись его кричащие социальные контрасты,
сказалось реакционное 'перерождение буржуазии, которая из передового, исторически прогрессивного класса, становилась классом реакцион-ным. Сказалось и растущее значение {народных масс как творца истории, как могучей революционной силы, чьими завоеваниями искусно
пользовались правящие классы, формирование критического реализма
исторически совпадает с формированием научного социализма. Реализм
XIX в. потому и называется критическим, что он примечателен прежде
.всего честным, правдивым изображением буржуазного и буржуазно-
помещичьего общества, а такое изображение, даже независимо от воли
художника, было всегда критикой буржуазного общества. Основоположники научного социализма — Маркс и Энгельс — тоже начали с глубокой критики 'буржуазного общества. Но они не остановились на критике
буржуазного строя, а открыли исторический закон, свидетельствовавший о неизбежном крушении этого строя, о торжестве строя социалистического, создаваемого пролетариатом в союзе со всеми трудящимися.
«Реализмом 'именуется правдивое, 'неприкрашенное изображение
людей и условий их жизни». — писал Горький ' о критическом реализме.
Общие, типологические черты критического реализма полно охарактеризованы в письме Ф. Энгельса к английской писательнице Маргарет
Гаркнесс. Подвергая дружеской критике ее роман «Городская девушка»
и призывая Гаркнесс создать произведение, в котором характеры англий-
ских рабочих были бы показаны правдиво, реалистично, Энгельс писал;
На мой взгляд, -реализм предполагает, помимо правдивости деталей,
.правдивость в воспроизведении типичных характеров ,в типичных обстоя-
тельствах»'. Это-положение Энгельс иллюстрирует анализом творчества
Бальзака. Из его письма 'видно, что под типичными характерами он
подразумевал прежде всего такие характеры, в которых выражены
основные противоречия данной эпохи, ее специфика.
Литературные типы можно 'найти и на 'предыдущих этапах разви-
тия реализма. Например, несомненно типичны характеры, созданные
авторами просветительского 'романа — Фильдингом, Смоллетом, Типи-
чен был и Вертер —герой первого романа Гёте.
Но критическому реализму присуща та принципиально новая типичность, которая достигается изображением «типичного характера в
типичных обстоятельствах». Именно в «типичном характере», показан-
яом в поступках, 'в изменениях, 0'бусло'вленном конкретно-историческими
фактами, раскрывается сущность социальных и бытовых условий жиз-
вя, общества на данном этапе его развития. Раскрывается и сложный
•яутреннпп мир мыслей и чувств, присущих «типичному характеру
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.