Несоответствие гамутов является причиной большого количества проблем управления цветом при переходе от одной системы к другой, особенно от аддитивного смешения к субтрактивному, и наоборот: при сканировании, трансляции фильмов по телевидению, при печати на бумаге, проявке пленки и т. д.
4.7 Дополнительные цвета
Два дополнительных цвета – это такие цвета, которые при аддитивном смешении дают белый цвет. Они расположены диаметрально противоположно на хроматическом круге. Понятие дополнительного цвета необходимо для эстетического равновесия изображения. Оно также необходимо для колориметрического равновесия при работе с видеоизображением.
Дополнительный цвет к зеленому – это пурпурный. То есть если уменьшить пропорцию зеленого в изображении, то увеличится пропорция пурпурного, и наоборот, чтобы уменьшить пурпурную доминанту, нужно увеличить пропорцию зеленого.
Дополнительный цвет к красному – это голубой. То есть если уменьшить пропорцию красного в изображении, то увеличится пропорция голубого, и наоборот, чтобы уменьшить голубую доминанту, нужно увеличить пропорцию красного.
Дополнительный цвет к синему – это желтый. То есть если уменьшить пропорцию синего в изображении, то увеличится пропорция желтого, и наоборот, чтобы уменьшить желтую доминанту, нужно увеличить пропорцию синего.
Дополнительные цвета находятся на диаметрально противоположных позициях на хроматическом круге. Для установщика света, инженера по свету и даже главного оператора обязательным условием является умение управлять цветом изображений и хорошо разбираться в этих понятиях.
4.8 Законы Грассмана
На законах Грассмана основаны все вычисления в колориметрии. Что касается основных цветов RGB при аддитивном смешении:
1. В колориметрии анализ аддитивно смешанных цветов основан на метаме-ризме: учитываются только основные цвета, независимо от их спектрального состава.
2. Любое цветовое ощущение можно представить как смесь трех основных компонентов, это обязательное условие восприятия цветов.
3. Цветовое ощущение, произведенное суммой двух цветовых лучей, эквивалентно цветовому ощущению, произведенному суммой двух соответствующих основных цветов.
Если
и ,
то .
4. Если меняется интенсивность светового луча, для сохранения цветового ощущения необходимо изменить в тех же пропорциях его основные цветовые компоненты.
Если ,
то
Примечания:
• Законы Грассмана действительны только для дневного видения.
• У очень насыщенных цветов некоторые трихроматические компоненты могут быть отрицательными. В этом случае цвет выходит из треугольника, ограниченного системой основных цветов.
4.9 Основы трихромии
Аддитивное смешение на основе трех основных цветов — красного, синего и зеленого задает основы трихромии. Гельмгольц, Максвелл и Юнг сформулировали основные принципы трихромии в середине XIX века. Максвелл основывался на работах Ньютона о трихроматическом треугольнике, Юнг пытался понять, почему его друг, физик Дальтон, так плохо воспринимал цвета: «Так как невозможно представить себе, что каждая фоточувствительная точка сетчатки состоит из бесконечного множества подвижных частиц, воспринимающих излучение, необходимо признать, что существует только три типа частиц, чувствительных к трем основным цветам».
МКО, или Международная комиссия по освещенности, провела эксперименты и дала определение стандартного наблюдателя. С 1926 по 1928 год Гильд провел тесты на семи наблюдателях с полем зрения одного глаза 2° на черном фоне и очень точной системой основных цветов (700,0 нм, 546,1 нм, 435,8 нм). Используя разные основные цвета (650,530,460 нм) и монохроматор, основанный на полупрозрачном зеркале и призмах, Райт провел в 1929 году серию измерений на десяти наблюдателях. Синтез всех этих работ и послужил основой системы МКО 1931 года.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.