При этом необходимо подчеркнуть, что заявления государства, опровергающие в общих словах информацию автора сообщения, не являются достаточными.
На практике Комитет принимает решения на основе консенсуса, не прибегая к голосованию, возможность которого предусмотрена п.2 (в) ст.39 Пакта. Однако члены Комитета могут прилагать свои личные мнения к принятым Комитетом «соображениям».
Сессии Комитета по правам человека проходят 3 раза в год. Вся процедура рассмотрения Комитетом сообщения, начиная от его представления и до принятия «соображений», занимает обычно около трех лет.
В целях содействия практическому использованию процедуры 1503 и процедуры подачи индивидуальных жалоб в соответствии с Факультативным протоколом ниже приводится таблица, в которой отражены фундаментальные различия между двумя упомянутыми процедурами.
1503 |
ФП |
рассмотрение ситуаций |
рассмотрение индивидуальных сообщений, отражающих отдельные случаи нарушения прав человека |
основана на резолюции органа ООН, выполнение которой в большей степени зависит от воли государства к сотрудничеству |
основана на обязывающем международном договоре |
применяется в отношении всех государств |
применяется только в отношении государств-участников Факультативного протокола |
применяется в отношении всех нарушений прав человека и основных свобод |
применяется только в отношении гражданских и политических прав, защищаемых Международным пактом о гражданских и политических правах |
принимаются сообщения от любого лица, группы лиц или НПО, которые обладают подтвержденной информацией о нарушениях прав человека, прямой или опосредованной |
предусматривается определенный статус автора сообщения: сообщение должно быть подписано жертвой нарушения прав человека или ее законным представителем. Комитет рассматривает тесное семейное родство как достаточную связь между жертвой и автором, чтобы признать сообщение приемлемым. Но если связь не указана, сообщение является неприемлемым |
автор не имеет никакого статуса в рамках процедуры и не участвует в ее осуществлении, если только процедура не стала публичной в соответствии с п.8 резолюции 1503 (XLVIII). Автора просто информируют о том, что сообщение получено и его копии представлены членам Подкомиссии и Комиссии по правам человека |
автор имеет определенный юридический статус на всех стадиях процедуры; его информируют обо всех шагах, предпринимаемых Комитетом, и он имеет возможность комментировать всю письменную информацию, представляемую по делу заинтересованным государствам. |
Беларусь готова воспринимать конструктивную критику, но отвергает политизированный подход к правозащитной проблематике. В своем сотрудничестве по тематике прав человека в рамках ООН и региональных организаций Беларусь исходит из того, что взаимопонимание формируется не через отчуждение и маргинализацию, а через равноправное и конструктивное взаимодействие. Белорусская сторона готова к такому сотрудничеству.
Принципиально важно, чтобы Комиссия по правам человека - самый авторитетный орган ООН в правозащитной сфере — избегала политизации и постоянно повышала эффективность своей деятельности. В этих целях Комиссия должна отказаться от практики рассмотрения так называемых страновых резолюций, переориентировав свою деятельность на выработку универсальных стандартов соблюдения прав человека и рекомендаций по их реализации в духе конструктивного сотрудничества с национальными правительствами.
Литература.
1. Гурин А.В. Право прав человека. – Мн., 2003.
2. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Учебное пособие. – М., 2000.
3. Иванов Г.И. Права человека: история, теория, современность. – Мн., 2002.
4. Кацубо С.П. Основы прав человека. Учебное пособие для студентов ВУЗОВ. – Мн., 2002.
5. Саидов А.Х. Международное право прав человека. – М., 2002.
6. Симановский С.И. Права человека. Учебное пособие. – Мн., 2001.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.