Оценка экологического состояния окружающей среды

Страницы работы

Содержание работы

2.8. ОЦЕНКАЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ

Система мониторинга окружающей среды в Беларуси производит оценку экологического состояния атмосферы, почвы и водных ресурсов путем определения степени их за­грязнения и сравнения с принятыми нормами, установлен­ными законодательно или по согласованию с заинтересо­ванными министерствами и ведомствами. Для этого вводятся ПДК и ПДВ, другие показатели. Считается, что превыше­ние в воздухе, воде и почве концентрации и количества опасных веществ сверх некоторых значений — опасно для экологических систем, для жизни и здоровья человека.

В основу нормирования положены следующие прин­ципы:

•  концентрация опасных или вредных веществ в воздухе не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия, не снижает его работоспособности, не влияет на его самочувствие;

•  привыкание к загрязнителям должно рассматриваться как неблагоприятный фактор и доказательство недопусти­мости такой концентрации;

•  недопустимыми являются концентрации, отрицательно влияющие на растительность, климат местности, про­зрачность атмосферы и бытовые условия жизни населения.

ПДК устанавливается для двух периодов усреднений:

•  ПДКсс среднесуточная (служит для предотвращения хронического неблагоприятного воздействия);

•  ПДКмр максимальная разовая (воздействие длится 20-30 мин).

Показатель ПДК используется только для оценки степе­ни загрязнения жилых территорий и не должен применять­ся для оценки степени загрязнения воздуха промышленной площадки и санитарно-защитных зон. В последних берется 0,8 ПДК.

На территории республики в отдельных местах в воздухе может быть более 100 токсичных соединений. Поэтому оценка состояния воздуха производится путем сравнения

C≤ПДКмр и С≤ПДКсс,

где С — концентрация вещества в воздухе.

При одновременном присутствии в атмосфере несколь­ких вредных веществ должно выполняться условие

С1/ПДК12/ПДК2+ ... + Сn/ПДКn≤1.

Для предприятия также могут быть установлены ПДВ: С+Cф,≤ПДВ, где Сф — фоновая концентрация вещества.

Фактическое загрязнение атмосферы населенных пунк­тов оценивается по 5-балльной шкале (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Уровни загрязнения

Уровень

загрязнения

Число загрязнителей

2-3

4-9

10-20

Более 20

Допустимое

загрязнение

2

3

4

5

Умеренное

загрязнение

2,1-4

3,1-6

4,1-8

5,1-10

Слабое

загрязнение

4,1-8

6,1-12

8,1-16

10,1-20

Сильное

загрязнение

8,1-16

12,1-24

16,1-32

20,1-40

Очень сильное

загрязнение

16

24

32

40

Нормирование качества воды в водоемах проводят в соот­ветствии с "Санитарными нормами и правилами охраны по­верхности вод от загрязнения".

Существуют две категории водоемов: питьевого и культурно-бытового назначения; рыбохозяйственного на­значения.

Состав и свойства водоемов первой категории должны соответствовать нормам в радиусе 1 км от водозабора.

Состав и свойства воды в водоемах второй категории должны соответствовать нормам в радиусе 500 м от места выпуска.

Некоторые параметры воды нормируются:

•  содержание плавающих примесей и взвешенных ве­ществ;

•  запах, привкус, окраска и температура;

•  значение рН, состав и концентрации минеральных примесей и растворенного в воде кислорода;

•  биологическая потребность в кислороде, состав и ПДК ядовитых и вредных веществ, болезнетворных бактерий.

Вредные и ядовитые вещества разнообразны по со­ставу, в связи с чем их нормируют по принципу лимити­рующего показателя вредности (ЛПВ), под которым по­нимают наиболее неблагоприятное воздействие каждого вещества.

При нормировании качества воды в водоемах первой ка­тегории используют три вида ЛПВ:

•  санитарно-токсикологический;

•  общесанитарный;

•  органолептический.

Для водоемов второй категории применяют два вида ЛПВ:

•  токсикологический;

•  рыбохозяйственный.

Степень загрязнения химическими веществами почвы оце­нивают их количеством на 1 кг грунта.

Оценка физического и других видов экологического за-(рденения проводится аналогично. Одним из вариантрв и способов оценки экологической обстановки является эко-' логический аудит.

Экологический аудит обычно проводится силами ин-«1$кций по экологии, которые имеются в исполнительных органах власти, в Министерстве природных ресурсов и охра­ны окружающей среды Республики Беларусь. Аналогичный контроль могут организовать руководители предприятий* своими силами.

Цель аудита: контроль за соблюдением руководителями предприятий законодательства по экологии, оценка ме­неджмента, оценка вероятности загрязнения окружающей среды,оценка экологической чистоты выпускаемой продук­ции, оценка возможности сокращения вредных выбросов и расхода энергии.

Работа инспекции обычно включает: непосредственно инспекцию, изучение документации и интервью.

Инспекция — контроль ревизорской группой за всеми производственными процессами с точки зрения их экологи­ческих последствий. В процессе инспекции обычно учиты­вают типичные воздействия на почву, воду, воздух. Опреде­ляют источники загрязнений, пути загрязнения окружающей среды, поражаемые объекты. К последним относятся:

•  население (токсичность опасных веществ, раздражаю­щий, эстетический, и моральный эффекты);

•  флора и фауна (фитотоксичность для растений, токсичность для животных);

•  строительные конструкции (воздействие сульфатов набетон, коррозия металлов, эффект растворителя на трубы водоснабжения и т.п.) и др.

Изучение документации — изучение, в первую очередь, экологического паспорта предприятия (или Декларации о воздействии на окружающую среду), законодательства, ли­цензий и разрешений, требований к рабочему процессу, оп­тимальной практики отрасли промышленности.

Интервью проводится как со сведущими, так и несведу­щими лицами, должностными лицами и рабочими. В про­цессе работы обычно учитывают возможную напряжен­ность, обман, отвлекающую тактику проверяемых. По ре­зультатам инспекции принимаются административные и другие меры по устранению выявленных недостатков.

Основным документом, на основании которого прово­дится ревизия, является экологический паспорт. Законода­тельно такие паспорта имеются, в частности, в России и не­которых других странах. В странах Западной Европы вместо него заполняется Декларация.

Экологический паспорт — нормативно-технический до­кумент, включающий данные по использованию предприя­тием ресурсов и определению влияния производства на ок­ружающую среду. Он разрабатывается силами специалистов всех направлений, которые работают на предприятии (инже­неров, экономистов, юристов и т.д.), согласуется с Мини­стерством природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды и утверждается руководителем предприятия.

Похожие материалы

Информация о работе