2.8. ОЦЕНКАЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ
Система мониторинга окружающей среды в Беларуси производит оценку экологического состояния атмосферы, почвы и водных ресурсов путем определения степени их загрязнения и сравнения с принятыми нормами, установленными законодательно или по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Для этого вводятся ПДК и ПДВ, другие показатели. Считается, что превышение в воздухе, воде и почве концентрации и количества опасных веществ сверх некоторых значений — опасно для экологических систем, для жизни и здоровья человека.
В основу нормирования положены следующие принципы:
• концентрация опасных или вредных веществ в воздухе не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия, не снижает его работоспособности, не влияет на его самочувствие;
• привыкание к загрязнителям должно рассматриваться как неблагоприятный фактор и доказательство недопустимости такой концентрации;
• недопустимыми являются концентрации, отрицательно влияющие на растительность, климат местности, прозрачность атмосферы и бытовые условия жизни населения.
ПДК устанавливается для двух периодов усреднений:
• ПДКсс среднесуточная (служит для предотвращения хронического неблагоприятного воздействия);
• ПДКмр максимальная разовая (воздействие длится 20-30 мин).
Показатель ПДК используется только для оценки степени загрязнения жилых территорий и не должен применяться для оценки степени загрязнения воздуха промышленной площадки и санитарно-защитных зон. В последних берется 0,8 ПДК.
На территории республики в отдельных местах в воздухе может быть более 100 токсичных соединений. Поэтому оценка состояния воздуха производится путем сравнения
C≤ПДКмр и С≤ПДКсс,
где С — концентрация вещества в воздухе.
При одновременном присутствии в атмосфере нескольких вредных веществ должно выполняться условие
С1/ПДК1+С2/ПДК2+ ... + Сn/ПДКn≤1.
Для предприятия также могут быть установлены ПДВ: С+Cф,≤ПДВ, где Сф — фоновая концентрация вещества.
Фактическое загрязнение атмосферы населенных пунктов оценивается по 5-балльной шкале (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Уровни загрязнения
Уровень загрязнения |
Число загрязнителей |
|||
2-3 |
4-9 |
10-20 |
Более 20 |
|
Допустимое загрязнение |
2 |
3 |
4 |
5 |
Умеренное загрязнение |
2,1-4 |
3,1-6 |
4,1-8 |
5,1-10 |
Слабое загрязнение |
4,1-8 |
6,1-12 |
8,1-16 |
10,1-20 |
Сильное загрязнение |
8,1-16 |
12,1-24 |
16,1-32 |
20,1-40 |
Очень сильное загрязнение |
16 |
24 |
32 |
40 |
Нормирование качества воды в водоемах проводят в соответствии с "Санитарными нормами и правилами охраны поверхности вод от загрязнения".
Существуют две категории водоемов: питьевого и культурно-бытового назначения; рыбохозяйственного назначения.
Состав и свойства водоемов первой категории должны соответствовать нормам в радиусе 1 км от водозабора.
Состав и свойства воды в водоемах второй категории должны соответствовать нормам в радиусе 500 м от места выпуска.
Некоторые параметры воды нормируются:
• содержание плавающих примесей и взвешенных веществ;
• запах, привкус, окраска и температура;
• значение рН, состав и концентрации минеральных примесей и растворенного в воде кислорода;
• биологическая потребность в кислороде, состав и ПДК ядовитых и вредных веществ, болезнетворных бактерий.
Вредные и ядовитые вещества разнообразны по составу, в связи с чем их нормируют по принципу лимитирующего показателя вредности (ЛПВ), под которым понимают наиболее неблагоприятное воздействие каждого вещества.
При нормировании качества воды в водоемах первой категории используют три вида ЛПВ:
• санитарно-токсикологический;
• общесанитарный;
• органолептический.
Для водоемов второй категории применяют два вида ЛПВ:
• токсикологический;
• рыбохозяйственный.
Степень загрязнения химическими веществами почвы оценивают их количеством на 1 кг грунта.
Оценка физического и других видов экологического за-(рденения проводится аналогично. Одним из вариантрв и способов оценки экологической обстановки является эко-' логический аудит.
Экологический аудит обычно проводится силами ин-«1$кций по экологии, которые имеются в исполнительных органах власти, в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Аналогичный контроль могут организовать руководители предприятий* своими силами.
Цель аудита: контроль за соблюдением руководителями предприятий законодательства по экологии, оценка менеджмента, оценка вероятности загрязнения окружающей среды,оценка экологической чистоты выпускаемой продукции, оценка возможности сокращения вредных выбросов и расхода энергии.
Работа инспекции обычно включает: непосредственно инспекцию, изучение документации и интервью.
Инспекция — контроль ревизорской группой за всеми производственными процессами с точки зрения их экологических последствий. В процессе инспекции обычно учитывают типичные воздействия на почву, воду, воздух. Определяют источники загрязнений, пути загрязнения окружающей среды, поражаемые объекты. К последним относятся:
• население (токсичность опасных веществ, раздражающий, эстетический, и моральный эффекты);
• флора и фауна (фитотоксичность для растений, токсичность для животных);
• строительные конструкции (воздействие сульфатов набетон, коррозия металлов, эффект растворителя на трубы водоснабжения и т.п.) и др.
Изучение документации — изучение, в первую очередь, экологического паспорта предприятия (или Декларации о воздействии на окружающую среду), законодательства, лицензий и разрешений, требований к рабочему процессу, оптимальной практики отрасли промышленности.
Интервью проводится как со сведущими, так и несведущими лицами, должностными лицами и рабочими. В процессе работы обычно учитывают возможную напряженность, обман, отвлекающую тактику проверяемых. По результатам инспекции принимаются административные и другие меры по устранению выявленных недостатков.
Основным документом, на основании которого проводится ревизия, является экологический паспорт. Законодательно такие паспорта имеются, в частности, в России и некоторых других странах. В странах Западной Европы вместо него заполняется Декларация.
Экологический паспорт — нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов и определению влияния производства на окружающую среду. Он разрабатывается силами специалистов всех направлений, которые работают на предприятии (инженеров, экономистов, юристов и т.д.), согласуется с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и утверждается руководителем предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.