Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет транспорта
Кафедра “Философия, история и политология”
СУРС № 1
по предмету история Беларуси
Вариант 9
Выполнил Проверил
студент гр. УА-11 преподаватель
Ермоленко А.Г. Ермольчик Т.В.
2006
Содержание:
1. Задание 1. Имена в истории. Доклад на тему: “Исторический портрет Гедимина”………………………………………………………………....3
2. Задание 2. Тест по теме: “Восточные и западные славяне в раннем средневековье”……………………………………………………………10
3. Задание 3. Словарь терминов……………………………………………11
4. Список используемой литературы……………………………………….12
Задание 1. Исторический портрет Гедимина
После смерти Витеня в 1316 г. на великокняжеский престол вступил Гедимин (1316-1341). Но кто он такой, Гедимин? Хотя про его деятельность до нас дошло сравнительно больше сведений, чем про его предшественников на великокняжеском престоле, однако и эти данные далеко не полные, некоторые из них противоречивые, затемненные или совсем легендарные. Кроме того, и в научных исследованиях остался ряд недостаточно или односторонне освещенных моментов деятельности Гедимина. Это и заставляет нас особенно внимательно рассматривать соответственные материалы.
Во-первых - про имя. В белорусской научной литературе оно употребляется в форме “Гедымiн”, но является ли такое написание правильным? Отметим, что в источниках оно существует в разных вариантах: Гедимин, Кедимин, Кгидимин, Крнедимин, Скиндимин, Gedimin, Gedimont, Gyedymin. Как видим, везде в них (в том числе написанных латиницей), звук “д” произносится как мягкий. Правда в “Хронике Быховца” видим “Gedymin”, но здесь “у” читается как “i”. Поэтому в белорусском языке это имя произносится и пишется в форме “Гедзiмiн” [4. c. 136].
Во-вторых, очень запутанным является и вопрос о том, кем был Гедимин в отношениях к Витеню. Знаменитый польский историк Длугош писал, что Гедимин был княжеским конюхом. Он в сговоре с молодою женою Витеня убил князя и завладел престолом. Из отголосков этой легенды и появилась русская версия происхождения Гедиминовичей [4, c. 43].
Но эти слухи были пущены крестоносцами и их окружением, чтобы тем самым показать низкое происхождение великих князей литовских, что оскорбляло в то время в глазах мира все государство, с которым Орден неизменно находился во вражеских отношениях. Охотно подхватили этот слух позже в Польше и в Москве, которые – каждая со своей стороны – пытались подчинить себе ВКЛ.
Определенное время у историков не было сомнений, что Гедимин является сыном Витеня, как про это свидетельствует “Хроника Быховца” и подобные ей летописи. Но напечатанная в 1867 г. грамота магистрата города Риги убедительно опровергла выгодную выдумку о низком происхождении Гедимина. Правда, одновременно грамота подняла новую проблему. В этом документе Гедимин назывался братом своего предшественника Витеня, что и приняли многие исследователи. Но, учитывая, что слово “frater”(брат) и “pater”(отец) очень похожи в написании и могут выглядеть почти одинаково, другие исследователи обосновали то, что Гедимин был сыном Витеня. К тому же маловероятно, чтобы брат пережил другого брата на 25 лет, причем, учитывая, что Гедимин умер не своей смертью, а это значит, мог жить еще определенное время. И еще нужно принять во внимание, что среди князей был обычай, не смотря на степень родства (или даже при его отсутствии), называть один одного братом [5, c. 138].
В-третьих, насчет того, где начал княжить Гедимин, в “Хронике Быховца” и ей подобных ей источниках назван Кернов. Это будто подтверждает, отрывок из летописи о том, что “Кгедимин начал княжит и … в Литве, в Новогородку и Кернове”. Этот факт показывает, что название Литва еще не расширялось на восток современной Литвы, где находился Кернов, который поэтому и назван отдельно. Но сведения отмеченных источников об Кернове, как столицы государства после Новогородка, не подтверждаются грамотой Гедимина от 25 января 1323 г. В ей в числе иного говорится о строительстве Гедимином католических храмов. “Няхай будзе вядома вам, што мы два гады назад (у 1321 г.) у нашым горадзе Вiльнi уноу пабудавалi адну царкву Ордэна прапаведнiкау, а таксама цэрквы Ордэна мiнарэтау у вышэй упомненным намi горадзе Вiльнi, адну – у Новагародку, другую, якую спалiлi прускiя крыжакi … i якую у тым жа самым годзе мы загадалi аднавiць уноу”. Как видно здесь упоминаются два города – Вильня и Новогородок, один
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.