3. Христианство довольно рано проникло в Восточную Европу. Согласно преданию, зафиксированному в «Повести временных лет», уже апостол Андрей Первозванный ввел христианскую проповедь в землях будущей Руси. Византийские источники IX в. сообщают, по крайней мере, о двух случаях массового крещения русов, напавших на империю ромеев. Находки археологов свидетельствуют, что на рубеже IX – X вв. в Киеве существовала достаточно крупная христианская община. Около 959 г. крещение приняла киевская княгиня Ольга. А ее внук, князь Владимир Святославич, вошел в историю как Креститель Руси.
Надо отметить, что христианское влияние на Русь шло с разных сторон, в т.ч. и с латинского Запада. Например, такие религиозные термины, утвердившиеся в русском языке, как «церковь», «поп», «пастырь», «алтарь», «пост» и некоторые другие имеют западное происхождение. И все же, в конце концов, возобладал, был воспринят Владимиром Крестителем восточный вариант христианства, тот, за которым закрепилось название «православие». Объяснить это можно несколькими причинами.
Во-первых, у восточных славян (дальше - русов) сложились тесные связи с православной Византией, в земли которой они отправлялись и воевать, и торговать. Русы, безусловно, находились под большим впечатлением от политического строя и культуры Византии.
Во-вторых, в отличие от западной (Католической) Церкви, которая осуществляла богослужение на латыни, Церковь восточная (Православная) была готова говорить с Русью о Боге на понятном ей языке. Еще в IX в. двумя византийскими миссионерами, двумя братьями, Константином (в монашестве - Кириллом) и Мефодием, была создана славянская письменность и положено начало христианскому богослужению на славянском языке.
В-третьих, и это наверняка было очень важно для правящей верхушки Древней Руси, Православная Церковь не имела таких политических амбиций, как Католическая. По вопросам, лишенным прямого религиозного значения, она была склонна подчиняться государственной власти.
Существует несколько версий того, как на практике проходило «крещение Руси». Наиболее известной является версия «Повести временных лет». Летописец утверждает, что в душе жестокого и развратного язычника, князя Владимира, внезапно произошел некий переворот. Разочаровавшись в отеческой вере, Владимир стал искать ей замену. С этой целью князь отправлял посольства в другие страны и устраивал религиозные диспуты у себя при дворе. В итоге выбор был сделан в пользу «греческого» христианства, причем Владимир буквально заставил византийцев себя окрестить. Русское войско захватило византийский город в Крыму – Корсунь. После этого Владимир получил в жены византийскую принцессу Анну, крестился сам и провозгласил христианство государственной религией Руси. Совершилось это, как обычно считается, в 988 г., хотя некоторые исследователи называют и другие даты.
Конечно же, христианизация русских земель явилась не одномоментным актом, а длительным и противоречивым процессом. Можно предположить, что случаев сопротивления язычников новой религии было гораздо больше, чем об этом рассказывают летописцы. Но, судя по тому, что князь Владимир остался в памяти народной Владимиром Красно Солнышко, большой крови и чрезмерных потрясений при «крещении Руси» удалось избежать. Отчасти это было достигнуто ценой негласного компромисса между христианством и язычеством, который мы называем «двоеверием». Речь идет о том, что люди, считающиеся христианами, сохраняют некоторые языческие верования и обычаи (например, на Радоницу посещают кладбище не только с целью молитвы, но и чтобы «угостить» умерших, и т.д.).
Так или иначе, жизнь восточных славян оказалась под духовным водительством православия, и в исторической перспективе это имело большие последствия. Многие аспекты восточнославянской культуры и ментальности формировались при деятельном участии Православной Церкви. Например, нелюбовь к условностям, желание простых, братских отношений между людьми; осуждение стяжательства; ценности сострадания и смирения; приоритет внутренней свободы перед внешней… Даже пресловутое «русское свинство» можно рассматривать в качестве обратной стороны православного пренебрежения «мирским блеском»!
Крещение Руси открыло путь для ее культурной интеграции с остальной Европой. Однако разделение православных и католиков, нараставшее в течение XI – XIII вв., этот путь серьезно затруднило. Наиболее плодотворными оказались культурные контакты Руси и Византии.
4. Ближайшие столетия после крещения Руси – время разностороннего и глубокого влияния византийской культуры на древнерусскую. Примеров этому не счесть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.