ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МОМЕНТА ИМПУЛЬСА
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: измерительная установка, секундомер,
штангенциркуль, груз, весы и разновесы.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение динамики вращательного движения и закона сохранения
момента импульса.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Основной закон динамики вращательного движения твёрдого тела вокруг оси выражается уравнением
(1)
где - момент внешних сил относительно оси
вращения;
- момент импульса тела относительно этой
оси;
Величина характеризует вращательный эффект внешних
сил. Момент импульса
является одной из основных
динамических характеристик вращательного движения тела.
Направление вектора
момента импульса тела, вращающегося вокруг одной
из главных осей инерции, совпадает с осью вращения, вдоль которой направлен
вектор угловой скорости
. Причём
, где I- момент
инерции тела относительно указанной оси. В любом другом случае вектор момента
импульса не совпадает с вектором угловой скорости
.
Если момент внешних сил относительно некоторой оси равен нулю, т.е. система изолирована, то момент импульса тела по отношению к той же оси остаётся постоянным
, откуда
(2)
Соотношение (2) выражает закон сохранения момента импульса который в данной работе следует экспериментально подтвердить.
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
Измерительная установка состоит из электродвигателя 1 (рис. 1) заключённого в защитный кожух и закреплённого на станине специальной конструкции, амперметра 2 и источника переменного напряжения ЛАТР 3, включаемого в сеть.
Пусть перед
включением мотора рамка с электродвигателем закреплена неподвижно
(арретирована). Тогда после включения мотора система приобретает некоторый
момент импульса относительно горизонтальной оси, обусловленный вращением якоря
двигателя относительно горизонтально покоящихся статора и рамы. Пусть ось якоря
составляет с горизонталью угол a, а угловая скорость его . То момент импульса системы равен (ось
вращения якоря является одной из его главных осей инерции)
(3)
где -
момент инерции якоря электродвигателя относительно оси мотора.
Если теперь отключить ток и
рамку с двигателем освободить (разарретировать), то угловая скорость якоря уменьшается и через некоторое время
якорь перестанет вращаться относительно
статора (
приметно равно 3-5 сек).
Момент импульса
системы при этом изменяться не может, поэтому
рамка с электродвигателем и находящимся внутри его якорем придут во вращение
вокруг горизонтальной оси с некоторой угловой скоростью
.
Вначале, пока якорь электродвигателя не остановиться, угловая скорость
будет возрастать. Затем, достигнув
максимума,
начнёт уменьшаться вследствие наличия сил
(трение в подшипниках, трение о воздух). В эксперименте надо использовать не
любое значение
, а значение
в тот момент времени, когда якорь
электродвигателя перестаёт вращаться относительно статора. В этот момент
времени прекращается характерный звук, порождающийся вращающимся якорем. Таким
образом, интересующая нас угловая скорость
является
максимальной угловой скоростью вращения рамки с электродвигателем.
В этот момент времени, согласно закону сохранения момента импульса
(4)
Момент импульса системы, относительно горизонтальной оси,
слагается из момента импульса рамки
и момента импульса
электродвигателя
, состоящего из момента импульса
якоря
и момента импульса статора
, т.е.
, где
- общий момент инерции системы: Тогда (4)
можно переписать в виде
(5)
откуда
(6)
Электродвигатель
установлен в рамку 2 с полуосями 3, укреплёнными в горизонтальном положении.
Электродвигатель можно поворачивать относительно плоскости рамки в пределах от до
и через
каждые
фиксировать с помощью защёлки 4. На торце
одной полуоси укреплён стробоскопический диск 5, служащий для определения
угловой скорости
вращения рамки с
электродвигателем и блок 6- для определения момента инерции I
системы относительно горизонтальной оси. С помощью рычажка 7 отключается
питание двигателя и одновременно происходит разаррегирование рамки 2, в
результате чего рамка с двигателем получает свободу вращения относительно
горизонтальной оси. Рамка с электродвигателем может быть аррегирована на
станине в горизонтальном или вертикальном положении. Для того, чтобы не
подгорали щётки электродвигателя, рычажок 7 необходимо нажимать и поворачивать
по часовой стрелке сразу после выключения тумблера 8. Гнёзда 9 на станине служат
для подключения амперметра. По показанию амперметра определяют установившийся
режим работы электродвигателя. Гнёзда 9 включены в цепь питания
последовательно, поэтому при невключенном амперметре цепь разомкнута.
В кожух двигателя вмонтирован фрикционный тормоз 10. При выполнении работы необходимо следить, чтобы тормоз был освобождён.
Для расчёта угловой
скорости по формуле (6) необходимо знать
. Значение момента инерции якоря
и угловой скорости его вращения
при заданной силе тока даны в паспорте
прибора (установки):
при силе тока I=0.25А
Величина общего момента
инерции системы при заданном угле a определяется экспериментально. Для этого на блок 6 (рис. 2), имеющий
радиус R наматывается нить, на конце которой подвешен груз
массой m (на рисунке не указан). Если освободить рамку и
измерить время t, за которое груз пройдёт расстояние h, то
по этим данным можно найти I. Действительно, в соответствии с основным уравнением
динамики вращательного движения
(7)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.