ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ МОМЕНТА ИМПУЛЬСА
ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: измерительная установка, секундомер,
штангенциркуль, груз, весы и разновесы.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение динамики вращательного движения и закона сохранения
момента импульса.
КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Основной закон динамики вращательного движения твёрдого тела вокруг оси выражается уравнением
(1)
где - момент внешних сил относительно оси вращения;
- момент импульса тела относительно этой оси;
Величина характеризует вращательный эффект внешних сил. Момент импульса является одной из основных динамических характеристик вращательного движения тела.
Направление вектора момента импульса тела, вращающегося вокруг одной из главных осей инерции, совпадает с осью вращения, вдоль которой направлен вектор угловой скорости . Причём , где I- момент инерции тела относительно указанной оси. В любом другом случае вектор момента импульса не совпадает с вектором угловой скорости .
Если момент внешних сил относительно некоторой оси равен нулю, т.е. система изолирована, то момент импульса тела по отношению к той же оси остаётся постоянным
, откуда (2)
Соотношение (2) выражает закон сохранения момента импульса который в данной работе следует экспериментально подтвердить.
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ
Измерительная установка состоит из электродвигателя 1 (рис. 1) заключённого в защитный кожух и закреплённого на станине специальной конструкции, амперметра 2 и источника переменного напряжения ЛАТР 3, включаемого в сеть.
Пусть перед включением мотора рамка с электродвигателем закреплена неподвижно (арретирована). Тогда после включения мотора система приобретает некоторый момент импульса относительно горизонтальной оси, обусловленный вращением якоря двигателя относительно горизонтально покоящихся статора и рамы. Пусть ось якоря составляет с горизонталью угол a, а угловая скорость его . То момент импульса системы равен (ось вращения якоря является одной из его главных осей инерции)
(3)
где - момент инерции якоря электродвигателя относительно оси мотора.
Если теперь отключить ток и рамку с двигателем освободить (разарретировать), то угловая скорость якоря уменьшается и через некоторое время якорь перестанет вращаться относительно статора ( приметно равно 3-5 сек).
Момент импульса системы при этом изменяться не может, поэтому рамка с электродвигателем и находящимся внутри его якорем придут во вращение вокруг горизонтальной оси с некоторой угловой скоростью . Вначале, пока якорь электродвигателя не остановиться, угловая скорость будет возрастать. Затем, достигнув максимума, начнёт уменьшаться вследствие наличия сил (трение в подшипниках, трение о воздух). В эксперименте надо использовать не любое значение , а значение в тот момент времени, когда якорь электродвигателя перестаёт вращаться относительно статора. В этот момент времени прекращается характерный звук, порождающийся вращающимся якорем. Таким образом, интересующая нас угловая скорость является максимальной угловой скоростью вращения рамки с электродвигателем.
В этот момент времени, согласно закону сохранения момента импульса
(4)
Момент импульса системы, относительно горизонтальной оси, слагается из момента импульса рамки и момента импульса электродвигателя , состоящего из момента импульса якоря и момента импульса статора , т.е. , где - общий момент инерции системы: Тогда (4) можно переписать в виде
(5)
откуда
(6)
Электродвигатель установлен в рамку 2 с полуосями 3, укреплёнными в горизонтальном положении. Электродвигатель можно поворачивать относительно плоскости рамки в пределах от до и через каждые фиксировать с помощью защёлки 4. На торце одной полуоси укреплён стробоскопический диск 5, служащий для определения угловой скорости вращения рамки с электродвигателем и блок 6- для определения момента инерции I системы относительно горизонтальной оси. С помощью рычажка 7 отключается питание двигателя и одновременно происходит разаррегирование рамки 2, в результате чего рамка с двигателем получает свободу вращения относительно горизонтальной оси. Рамка с электродвигателем может быть аррегирована на станине в горизонтальном или вертикальном положении. Для того, чтобы не подгорали щётки электродвигателя, рычажок 7 необходимо нажимать и поворачивать по часовой стрелке сразу после выключения тумблера 8. Гнёзда 9 на станине служат для подключения амперметра. По показанию амперметра определяют установившийся режим работы электродвигателя. Гнёзда 9 включены в цепь питания последовательно, поэтому при невключенном амперметре цепь разомкнута.
В кожух двигателя вмонтирован фрикционный тормоз 10. При выполнении работы необходимо следить, чтобы тормоз был освобождён.
Для расчёта угловой скорости по формуле (6) необходимо знать . Значение момента инерции якоря и угловой скорости его вращения при заданной силе тока даны в паспорте прибора (установки):
при силе тока I=0.25А
Величина общего момента инерции системы при заданном угле a определяется экспериментально. Для этого на блок 6 (рис. 2), имеющий радиус R наматывается нить, на конце которой подвешен груз массой m (на рисунке не указан). Если освободить рамку и измерить время t, за которое груз пройдёт расстояние h, то по этим данным можно найти I. Действительно, в соответствии с основным уравнением динамики вращательного движения
(7)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.