Евфросиния Полоцкая - покровительница и небесная заступница земли белорусской

Страницы работы

Содержание работы

      Евфрасинья Полоцкая

       Без ее невозможно представить не только многоцветную панараму духовной жизни в восточнославянских землях в 12 веке, но и всю историю белорусской культуры. Княжна, иегуменья, и прежде всего выдающаяся просветительница, она покинула о себе в душе народа глубокий почет и память, которую не смогли уничтожить ни “воинственные атеисты”, ни псевдоисторики и фальсификаторы, что объявляли знаменитую полочанку мракобеской или вообще замалчивали о ее жизненом подвиге.

    Родина просветительницы - Полоцкое княжество, могучее раньнефеодальное государство, где два с половиной столетия управляла династия Рогвалодовичей. Стольный Полоцк с его монастырями и церквями, с онованной около тысячного года епископской кафедрой славился как крупный центр книжной науки. Никоновская летопись неслучайно сообщает, что полоцкий князь Изяслав “прилежаша прочитанию” книг. Долгое время печать с именем этого князя-книжника считалась самым древним образцом письменности восточных славян.1

               Развитие культуры с целым рядом отличительных черт дает основание называть Полоцкое княжество не только прародимою белорусов, но и колыбелью будущей белорусской культуры. Здесь на берегах Двины и Палаты, в Полоцке или в одной из ближайших вотчин около 1110 г. пришла на свет девчонка, которой было предопределено присоеденить к своему имени название родного города и навсегда остаться в истории.

1. Праз смугу стагодзяу, Мн. 1993, с. 22.

     Основной источник библиографических сведений о прсветительнице - ее “Жыцiе”. Евфрасинья родилась в семье князя Святослава-Георгия, младшего сына Всеслава Чародея. Девочку назвали древним полоцким именем Продслава. С детства она слышала предания о сильных предках. В сознание юной княжны рано вошло имя непокорной Рагнеды, которую Владимир Красное Солнышко силой сделал своей женой, но не смог сломать ее воли и вынужден был отправить с маленьким сыном Изяславом назад, на Родину.1

       Продславу привлекала и легендарная личность ее деда Всеслава. Его битва с войском Ярославовичей на Немиге, плен и тюрьма, восстание 1068г., когда киевляне “пракрычали” Всеслава великим князем, возвращение в родной Полоцк и продолжение борьбы с Киевом -  повествования о всех этих событиях пробуждали  у княжны интерес к прошлому, давали пример верности своей земли.2

        Училась Прадслава в школе при Софийском соборе или дома при княжеском дворе. Она имела широкий доступ к книгам. Уже в отцовском доме, кроме божественной и другой религиозной литературы, Продслава могла читать “изборники” с афоризмами и высказываниями, переведеный с греческого языка роман о пдвигах Александра Македонского - “александрию”, остросюжетную “Повесть об Акире Премудром”.3 Позже их сменили книги, в которых было философско-сфоластическое описание природы, знакомили с античной историей. Каждый образованный человек в то время должен был знать историю своего народа. Значит

княжна изучала Несторову “Повесть минулых лет”, которая вводила

1. Масляницына И. А., Багадзяж М. К., Слава и няслауе, Мн., 1995, с. 66.

2. Там жа, с. 67.

3. Арлоу У. Еуфрасiння Полацкая, Мн., 1992, с. 23

восточное славянство в русло всемирной истории.

         Детство княжны проходило не только в отцовском доме. Ее привлекали многогласные и многоязычные торги, где можно было услышать гусляра, увидеть выступления “веселых людей” - скамарохов. Продслва заходила  к торговцам и ремесленникам. После курных домов простого народа особенно впечатляли девочку полоцкие храмы и прежде всего великолепный Софийский собор.

                Слава о красоте и образованности Продславы  разлетелась по всем городам, и к князю Святославу-Георгию зачастили сваты. “Жытие” повествует, что, когда княжне исполнилось 12 лет, родители решили отдать ее замуж за сына богатого человека.1 Впереди у Продславы была обычная для женщины ее круга судьба: рождение и воспитание детей, хозяйственные заботы, терпеливое ожидание своего хозяина-князя с похода или с охоты... И здесь неожиданно для близких она выбирает другой путь. Втайне от родителей Продслава уходит в монастырь и под именем Евфрасиньи принимает постриг.

Похожие материалы

Информация о работе