Аннотация монографии Загорульского Э.М. “Начало формирования населения Беларуси”
Существует много литературы о прошлом нашей Родины, начиная с самого начала заселения людьми территорий Беларуси. Монографии Э.М.Загорульского «Начало формирования населения Беларуси» читатель найдёт материал о народах заселивших наши земли, как это происходило, а так же о постепенном развитии культуры. Автор описывает процесс населения по эпохам и векам на основе точных сведений . Загорульский рассматривает множество точек зрения, давая им свою оценку, но не поддерживает их без однозначных доказательств. Рассмотрим мысли и идеи автора на основе его монографии.
Загорульский рассматривает различные точки зрения: когда появились первые люди на территории Беларуси. Бесспорно это произошло в палеолите (древнем каменном веке). Автор приводит доказательство и опровержение каждой точки зрения. Эдуард Михайлович верит лишь достоверным фактам, говоря, что никаких сомнений о существовании людей в позднем палеолите нет , так как в Бердогже, и в Юровичах найдены типичные орудия и остатки фауны этой поры.
Загорульский раскрывает вопрос о расселении людей на белорусских землях в мезолите , показывает и указывает пути заселения и стоянок. Один из путей шёл с юго-востока со стороны Русской равнины, заселив в основном Верхнее Поднепровье . Другой шёл с юга по Днепру. Он имел ответвление по Припяти, достиг южных районов Заподно-Двинского бассейна и Понеманья. Но основное население расселилось в средней Беларуси и в Восточном Полесье. Третья миграционная волна распространилась на юго-западные районы Беларуси и была связана с движением населения из южной Польши. Четвертая группа племён из Западней Европы , расселившаяся в Западной Беларуси.
Загорульский заостряет внимание на этнической ситуации в конце каменного века. Пишет о том, что кроме индоевропейских племён в 3 тысячелетии до н.э. в северные районы Беларуси проживают племена с характерной культурой, которую связывают с древними финко-уграми. А так же рассказывает о хозяйственных и культурных успехах развития.
Следующий большой раздел монографии посвящён индоевропейскому населению. Загорульский рассматривает много концепции о прародине индоевропейцев. Сам же автор не даёт знать о своей окончательной позиции и чёткого мнения на счёт прародины данного населения, оставаясь верным лишь достоверным и проверенным фактам. Но о миграции индоевропейцев он даёт чёткие и подробные сведенья.
Расселение индоевропейцев на Беларуси приводит к очень значительным изменениям. С их приходам изменился не только этнический состав населения Беларуси, но и сменилась эпоха. Каменный век уступил своё место бронзовому, эпохе металла. Загорульский пишет и о других важных переменах. Древняя экономика, основанная на охоте, рыболовстве и собирательстве, была постепенно заменена производящей-скотоводством, а величайшим переворотам в жизни людей было распространение земледелия. Столь же значительным были социальное изменение. У индоевропейцев господствовал отцовский строй патриархальное отношения. Таким образом Беларусь вступила в новый этап этнической истории-балтийский, который начался на рубеже 3 и 2 тыс. до н.э. и продолжался до середины 1тыс. н.э., а к северу от Припяти- почти до конца столетия.
Так же среднеднепровская культура была сменена сосницкой, которая, как пишет автор, «изучена ещё недостаточно». На юге Беларуси распространился припятский вариант культуры шнуровой керамики, который тоже нуждается в дальнейшем исследовании.
Постепенно происходит ассимилирование балтами местных племён. Днепровские балты освоили мощный долидоевропейский субстракт. В доказательство Зарульский приводит и антропологические материалы о смешивании балтов местным населением.
В железном веке на территории Беларуси сфармировалось несколько своеобразных археологических культур. К югу от диепро-двинской находилась культура штрихованой керамики, а на юге Беларуси были в основном две культуры: милоградская и сменившая её во 2 веке до н.э. зарубинсцкая.
Загарульский не берёт на себя ответственность расскрыть вопрос об этнической принадлежности носителей отдельных культур и о живших племенах , а лишь расскрывает поверхностно различные точки зрения историков.
Вопрос о численности в далёком прошлом автор расскривает на основе предположенных методик: Е.Г.Калечица, К.М.Поликарповича, В.Ф.Исаенко.
А в железном веке в Беларуси зафиксированно около 1 тысяча городищ, поэтому общая численность населения Беларуси в этом веке могла быть, по мнению Загорульского, от 50 до 75 тысяч человек.
Я думаю, что менография Загорульского неплохая книга, в которой можно найти сведенья о первых поселенцах и их распространении на наших беларусских землях. Однако эти сведенья необширны, их хватит лищь для небольшого доклада или ознакомления с далёкими временами нашей Родины.Глубокии и подробный материал нужно искать в других источниках, так как этого недостаточно. Мне нравится в книге то , что автор опирается лишь на достоверные материалы, которие нельзя опровергнуть. А так же возможность ознакомления с различными точками зрения и взглядами историков. Загорульский не ограничивает сухими описаниями процессов формирования населения, а ещё и критикует другие книги, как , например, « 100 вопросов и ответов по истории Беларуси «, где Эдуард Михайлович упрёкам автора этой книги в неправдивости в соответствии с действительными событиями. Но написавший монографию не высказывает свою позицию по отдельным вопросам, что мне не очень нравится. Выражённое мнение автора говорит о многом: раскрывает не только его отношение к истории, но и качества автора , его позицию и мнение. На мой взгляд , собственные мысли и взгляды - это один из главных вещей , которые должны присутствовать у каждого , тем более у историка.
к
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.