Анализ адекватности испытаний аппаратуры на электромагнитную совместимость тестовыми импульсами

Страницы работы

Содержание работы

РЕЗЮМЕ

Эта статья показывает результаты анализа адекватности испытаний аппаратуры на электромагнитную совместимость (ЭМС) тестовыми импульсами согласно стандарту IEC 1000-4-4 иобоснована необходимость модернизации вида тестовых сигналов. Предложено использовать двухканальный имитатор сигналов на базе имитатора помех стандарта IEC 1000-4-4. В статье описывается 2 вида модернизированных тестовых сигналов, обосновывается их эффективность по сравнению со стандартными тестовыми сигналами и производится сравнительный анализ энергетических спектров упомянутых сигналов. Далее приведено описание и возможности разработанной компьютерной системы расчета и анализа спектров помех, предназначенной для повышения адекватности тестирования аппаратуры на ЭМС.


Введение

Научно-технический прогресс. в  том числе и на железнодорожном транспорте, немыслим без использования новейших достижений науки и техники и передовой технологии. С начала 80-х  годов  в системах управления ответственных технологических процессов (ОТП), связанных  с особо высокой ответственностью за жизнь людей, а так же сохранностью материальных ценностей и окружающей среды, началось широкое использование  микроэлектронной техники, что позволило поднять их на качественно новый уровень. Однако создание многофункциональных информационных и управляющих систем ОТП осложнилось обострением проблемы обеспечения их безопасности.

К нарушениям условий безопасности могут привести не только отказы элементов микроэлектронных систем управления ОТП, но и сбои, вызванные действием электромагнитных помех.

Учитывая, что сбои в работе микроэлектронных систем явления на порядок, а то и выше, более частые чем отказы,  а последствия от влияния помех в конечном итоге проявляются также, как отказы аппаратных средств или ошибки программного обеспечения, проблема обеспечения электромагнитной совместимости, при заданном уровне безопасности, настолько же актуальна, насколько актуальна  на  современном этапе развития техники и проблема обеспечения безопасности ОТП.

Проблема обеспечения ЭМС

Актуальность проблемы ЭМС объясняется в первую очередь тем, что, начиная с 1996 года в странах ЕЭС ни одно изделие, содержащее хотя бы один электрический или электронный компонент ,не выпускается на рынок без аттестации на ЭМС. В связи с этим становится важной проблема адекватности испытаний на помехозащищенность микроэлектронных систем обеспечения безопасности. В системах обеспечения безопасности, к которым относятся в частности, микроэлектронные системы обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте (СОБД), одним из главных условий надежной работы является повышенная помехозащищенность, поскольку оборудование  таких систем распложено в непосредственной близости от источников  помех (тяговая сеть и т.п.).

Для анализа и контроля ЭМС необходимо иметь с одной стороны аппаратуру исследования параметров электромагнитной обстановки (ЭМО), а с другой стороны аппаратуру моделирования помех для контроля и определения степени помехозащищенности микроэлектронных СОБД.

Однако, аппаратура моделирования помех в настоящее время ни в России, ни в бывших республиках СССР серийно не производится, что существенно осложняет решение проблемы ЭМС микроэлектронных СОБД.

Другим аспектом, вызывающим необходимость исследования спектральных характеристик импульсов помех различной формы является вопрос определения требований к форме моделируемых  импульсов имитаторами помех. С позиций наихудших условий к имитаторам помех целесообразно было бы предъявить требования моделирования прямоугольных импульсов, т.к. при прочих равных условиях прямоугольный импульс имеет самую большую энергию и активную ширину спектра. Однако техническая реализация прямоугольных  импульсов с высокой амплитудой, более 10 кВ и с крутыми фронтами, порядка 5 нс является достаточно сложной задачей, что неизбежно ведет к повышению стоимости имитаторов помех.   Для разработки аппаратуры моделирования помех следует исследовать спектры  реальных помех, стандартной пачки и пачек импульсов различной формы. Результаты этих исследований позволят разработать новое оборудование для сертификации , и тем самым повысить адекватность испытаний на помехозащищенность.

В последние годы во многих  национальных стандартах практически достигнуто единство в подходе к параметрам и форме испытательных сигналов по отношению к электрическим разрядом, молниевым воздействиям, провалам и перенапряжениям, которое основано на базовых стандартах IEC. Что же касается ЭМС по отношению к импульсным помехам, то по мнению многих специалистов требования стандарта IEC 1000-4-4 (801) не являются достаточно адекватными. В разработке стандартов можно выделить следующие тенденции. Международные стандарты являются базовыми для разработки соответствующих им национальных стандартов. Последние международные  стандарты IEC и стандарты Европейского  сообщества EN, разрабатываемые Европейским комитетом по электротехническому нормированию (CENELEC), предусматривают испытания на помехозащищенность в соответствии с пятью степенями жесткости. Такой же подход распространяется и на национальные стандарты, касающиеся определенных классов изделий. При этом степень жесткости испытаний должна устанавливаться в стандартах или ТУ на конкретные изделия.

Похожие материалы

Информация о работе