Зависимость объема спроса от цены выражено в законе спроса – на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса. Необходимо иметь в виду, что кривая спроса отражает лишь характер реакции потребителя на изменение цены и построить кривую спроса можно только на основе конкретных рыночных реакций потребителя. Графически эта зависимость выглядит следующим образом.
Конфигурация кривой спроса объясняется с помощью двух эффектов: дохода и замещения. Снижение цены или увеличение дохода, что совершенно однозначно, делает нас реально богаче и позволяет расширить объем спроса.
На динамику спроса влияют и неценовые факторы (детерминанты), сдвигающие кривую спроса вправо или влево (потребительские вкусы, изменение доходов (нормальный и низший товар), количество потребителей, потребительские ожидания (инфляция, перспектива роста доходов, погода), цены на сопряженные товары (взаимозаменяющие и взаимодополняющие товары)).
2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.
Предложение – показывает, какое количество продукта будет предъявлено к продаже по разным ценам. Кривая предложения имеет положительный наклон.
Закон предложения - на любом рынке, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения.
Однако на положение кривой воздействуют неценовые детерминанты предложения, сдвигая ее вправо или влево (цены на ресурсы, изменение технологии, количество продавцов, цены на другие товары (производимые из этих же ресурсов – кукуруза и пшеница), налоги и дотации, ожидания по поводу будущего состояния рынка).
3. Взаимодействие спроса
и предложения, рыночное равновесие.
Дефицит
и избыток.
При совмещении кривых спроса и предложения и образуется равновесная цена. В реальной экономике равновесная цена существует как момент, постоянным же является отклонение цены от ее равновесного уровня в ту или иную сторону, чем во многом и объясняется дефицит или излишек товаров. Но рынок тем и доказывает свою эффективность – практически моментально восстанавливая нарушенное равновесие: сдвиг кривой спроса влево увеличивает избыток, что оказывает давление на цену сверху; сдвиг кривой предложения влево увеличивает дефицит и давит на цену снизу. Т.о. равновесная цена – прямое подтверждение стихийной экономической координации.
4. Эластичность спроса и предложения.
Может показаться, что закон спроса и предложения полностью описывает рыночные процессы, однако анализ эластичности, т.е. реакции и потребителя и производителя на изменение ценовых и неценовых факторов отрицает автоматизм их рыночного поведения. Необходимо принимать во внимание и тот факт, что на выбор, как потребителя, так и производителя влияет осознание каждым из них собственных целей, кстати, это присуще не всем субъектам экономической системы. Очевидно, что для потребителя основной целью является максимизация полезности от полученного дохода, а для производителя, в противовес устоявшемуся мнению, избежание банкротства.
Эластичность – мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений.
Спрос и предложение могут быть: эластичными, неэластичными, абсолютно эластичными, абсолютно неэластичными и единичной эластичности.
Факторы эластичности предложения (проблемы приспособления к новому уровню цены, т.е. реакция предложения на цепочку рост спроса – рост цены – рост предложения не совсем проста):
ü Дифференциация затрат на разных фирмах, т.е. их относительная дефицитность.
ü Мобильность капитала, т.е. быстрый перелив из одной отрасли в другую.
ü Степень использования мощностей (коэффициент сменности).
ü Наличие свободных трудовых ресурсов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.