ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ РЕЛЕ
Отредактировано частично.
Исполнитель безграмотен в написании индексов.
Ему бы не лениться в настройке редактора формул. 2007-02-15.
Поляризованные
реле отличаются тремя особенностями: быстродействием, высокой чувствительностью
и способностью реагировать на направление управляющего сигнала (тока в
управляющей катушке). Это достигается благодаря включению в магнитную цепь реле
постоянного магнита. Ампервитки срабатывания этих реле измеряются единицами
ампер, а время срабатывания несколькими миллисекундами, что повышает допустимую
частоту срабатываний (например, для поляризованного реле РП-4 A,
= 2 мс).
|
На
рис. 1, а изображена схема поляризованного реле с последовательной
магнитной цепью. Постоянный магнит NS встроен в разрыв магнитопровода,
на который намотана обмотка управления w. Магнитный поток ФП,
создаваемый постоянным магнитом, направлен согласно с потоком ФУП,
создаваемым током управления iУП в катушке w. Если бы
постоянного магнита не было, то изменение магнитного потока при включении реле
характеризовалось бы кривой 1 (рис. 1, б). Для достижения потока
срабатывания ФСРАБ потребовалось бы время t1,
а ток срабатывания (при магнитном сопротивлении стали )
определялся бы из соотношения
:
,
где ФСРАБ – поток срабатывания;
Rd – сопротивление воздушного зазора;
w – число витков катушки.
При наличии постоянного магнита (см. рис. 1,
б, кривая 2), создающего поток ФП, время
срабатывания реле будет значительно меньше (t2<t1),
а ток срабатывания
,
где ФП – поток создаваемый постоянным магнитом.
Следовательно, включение постоянного магнита в цепь делает реле более чувствительным и быстродействующим. Реле реагирует на направление сигнала – тока iУП в обмотке управления. При изменении направления этого тока (полярности напряжения приложенного к катушке) на противоположное результирующий поток в воздушном зазоре уменьшится и реле не сработает.
Высокая чувствительность и быстродействие поляризованных реле достигаются также за счет малой электромагнитной постоянной времени обмоток управления, малого хода якоря и его небольшой массы. Для уменьшения замедляющего действия вихревых токов, а также потерь связанных с этими токами, магнитопроводы поляризованных реле выполняют из шихтованной стали.
На практике широко применяют поляризованные реле
дифференциального и мостового типов. В реле дифференциального типа (рис. 2, а)
якорь Я размещен между двумя полюсными наконечниками. Поляризующий
магнит создает потоки и
,
а обмотки управления создают поток ФУП. С левой части якорь
действует электромагнитная сила, создаваемая разностью потоков
, а с правой
части – сила от суммы потоков
. Под действием разности этих сил якорь перемещается к правому
полюсному наконечнику. При снятии управляющего сигнала (
) якорь
остается в этом же положении за счет того, что произошло перераспределение
потоков
,
так как
.
Для переключения реле надо подать в обмотку ток противоположного направления,
тогда ФУП также изменит свое направление, и якорь
переключится.
Рис. 2. Поляризованные реле дифференциального и мостового типа |
В
реле мостового типа (рис. 2, б) в воздушных зазорах также действуют
суммы и разности управляющих и поляризующих потоков – (), (
), (
) и (
). Якорь
перемещается за счет сил, создаваемых этими потоками. Эти реле наиболее
совершенны по сравнению с другими видами поляризованных реле.
Рис. 3. Виды исполнения подвижных систем поляризованных реле |
В поляризованных реле возможны несколько вариантов настройки положений якоря (рис. 3), достигаемых разной установкой упоров. В двухпозиционном реле с преобладанием (рис. 3, а) якорь находится в одном положении, если ток в обмотке управления отсутствует. Реле срабатывает и якорь перемещается в другое крайнее положение лишь при определенном направлении тока, при исчезновении которого якорь возвращается в исходное положение. В двухпозиционном реле без преобладания (рис. 3, б) при отсутствии тока в обмотке якорь занимает одно из двух крайних положений в зависимости от направления тока при предыдущем срабатывании реле. Переключение якоря осуществляется подачей в обмотку управления тока, направление которого противоположно тому, которое было при предыдущем включении. В трехпозиционном реле (рис. 3, в) под действием силы, создаваемой пружиной, якорь занимает нейтральное положение, когда ток в обмотке управления отсутствует. Ток одного направления вызывает перемещение якоря в одно крайнее положение, ток другого направления перемещает его в другое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.