Асимметрия в трехфазных линиях, питающих тяговые сети 25кВ, 50Гц, страница 3

Для сравнения были проведены исследования асимметрии для трехфазной линии электропередачи напряжением 200кВ, к которой подключены тяговые подстанции согласно схеме рис.2. Результаты расчета минимальных и максимальных значений коэффициента асимметрии такой линии, питающей только однофазные потребители (тяговые подстанции), показана на рис. 5.

Рис.5.Изменение максимальной и минимальной асимметрии вдоль трехфазной линии напряжением 220 кВ, используемой для питания тяговых подстанций:
k- коэффициент асимметрии напряжений; l- длина

Анализ полученной кривой показал, что в этом случае система тягового электроснабжения 2×25 кВ не обеспечивает приемлемого уровня асимметрии. Он может быть достигнут лишь при удвоенном (как минимум) числе тяговых подстанций на участке рассматриваемой длины. Таким образом, в этом случае следует использовать систему 25кВ, 50Гц. При этом необходимо значительно уменьшить фидерные зоны и увеличить число мест раздела фаз, что ухудшает условия эксплуатации высокоскоростной линии.

Предложено снижать асимметрию трехфазных линий с помощью установки симметрирующих преобразователей. Эта концепция питания тяговых подстанций связана с повышенными расходами на симметрирующие устройства и может быть реализована лишь для участков пути с двусторонним питанием. Кроме того, прежде чем принимать решение об использовании симметрирующих преобразователей, необходимо выяснить, не вызовет ли изменение фазового угла, связанное с передачей энергии и зависящее от мгновенного значения потока мощности в трехфазной сети, возникновения в тяговой сети слишком больших уравнительных токов между соседними тяговыми подстанциями, параллельно питающими участок пути. Уравнительный ток между подстанциями зависит от падения напряжения на участке и разности фазовых углов.

Фазовый угол в трехфазной сети зависит от потока мощности в ней и для конкретной точки является величиной, изменяющейся во времени. В таблице приведены расчетные значения уравнительных токов, рассчитанных для разных расстояний между тяговыми подстанциями и значений cos j трехфазной сети.

Уравнительные токи при передаваемой мощности 3×300 МВ·А

Расстояние между
подстанциями, км

cos j

Изменение фазового угла, град, на стороне

Уравнительный ток, А

трехфазной

однофазной

40

0,8

4,55

3,88

156

40

0,9

5,19

4,44

179

50

0,8

5,79

5,07

164

50

0,9

6,57

5,78

187

60

0,8

7,31

6,46

175

60

0,9

8,18

7,31

197

При этом в расчетах принималось, что напряжение на шинах 27,5кВ обеих подстанций одинаково и мощность их тяговых трансформаторов 63МВ·А.

Если создать сеть однофазных линий напряжением 220кВ, частотой 50Гц для первичного тягового электроснабжения, то систему тока 2×25кВ для высокоскоростных линий можно было бы реализовать с увеличенными расстояниями между тяговыми подстанциями и без мест разделения фаз. Помимо этого не потребовались бы меры по повышению качества энергии трехфазных систем.

Оценка результатов

В соответствии с существующим стандартом DINEN60034-1/11.95 асимметрия напряжений на зажимах электрических машин переменного тока не должна превышать 1% продолжительно и 1,5% в течение нескольких минут. Некоторые отраслевые стандарты допускают асимметрию до 2%. При этом одновременно требуется, чтобы увеличение асимметрии, вносимое потребителем, не превышало 0,7% в течение нескольких минут.

Согласно стандарту DINENV61000-2-2/05.94 для сетей низкого напряжения общего пользования допустим уровень асимметрии 2%. Для промышленных установок классов 1 и 2 средняя за 10мин величина асимметрии напряжений не должна превышать 2%, а мгновенная 4%. Для системы электроснабжения тоннеля под Ла-Маншем с французской стороны допустима асимметрия напряжений 1%, а с британской 0,25%. Последнее требование далеко от реальности.

Сравнение величин асимметрии для тяговых подстанций (см. рис.4) с требованиями стандарта DINEN60034-1/11.95 показало, что результаты, полученные для подстанции на отметке 115км, соответствуют стандарту.

A.Kontcha, P.Schmidt. Eisenbahningenieur, 2000, N2, S.41- 43.