Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Всероссийский заочный финансово-экономический
институт
Методические указания и темы курсовых работ для студентов
IV курса (I и II образование)
специальности 061500 «Маркетинг»
Региональная кафедра менеджмента и маркетинга ВЗФЭИ в г. Туле
Тула 2006
Содержание
Методические указания…………………………………3
Порядок выполнения курсовой работы
1.1.Структура и объем курсовой работы………………….3
1.2.Оформление курсовой работы…..…………………..4
1.3.Оценка курсовой работы рецензентом………………..4
2. Темы курсовой работы и указания
по их выполнению…………………………………….5
3. Указания по выполнению курсовой работы на базе рекомендуемых цифровых материалов ……………….18
Методические указания
1. Порядок выполнения курсовой работы
В соответствии с учебным планом студенты специальности 061500 «Маркетинг» выполняют курсовую работу по дисциплине «Коммерческая деятельность».
Студент имеет право на самостоятельный выбор темы по профилю своей работы. При невозможности получения практических материалов на предприятии или фирме можно использовать статьи из периодической печати, в том числе из профессиональных журналов, а также специальной литературы. В случае отсутствия необходимых данных в периодической печати студент имеет возможность выполнить курсовую работу по рекомендуемым цифровым примерам (см. раздел 3: темы 1, 3, 5).
При выполнении курсовой работы студент должен руководствоваться учебной программой и настоящими методическими указаниями.
1.1. Структура и объем курсовой работы
Введение (1—2 страницы ) должно содержать значение исследуемой темы, а также задачи работы.
В первой, второй и третьей главах отражается содержание рекомендуемых для выполнения вопросов.
Теоретические положения должны быть подтверждены анализом практических материалов коммерческих предприятий, статистических данных либо цифровых материалов, рекомендуемых в методических указаниях.
Если курсовая работа выполняется на примере конкретного предприятия (промышленного или торгового), то в первой главе следует дать краткую его характеристику с указанием видов и объемов деятельности за последние 2—3 года.
В заключение (1—2 страницы) даются краткие выводы по выполненной работе и конкретные предложения по решению рассматриваемых вопросов.
Объем курсовой работы должен составлять 30 40 страниц текста на листах стандартного формата (А4).
1.2. Оформление курсовой работы
К оформлению курсовой работы предъявляются следующие требования: на титульном листе указывается название темы, фамилия, имя, отчество исполнителя, курс, группа, номер личного дела, фамилия преподавателя-рецензента.
Работа может быть написана от руки или напечатана на компьютере. В начале работы обязателен план, разработанный студентом с учетом рекомендаций данных методических указаний.
Ко всем статистическим данным необходимо давать ССЫЛКИ на источник информации (название источника, автор, место издания, издательство, год издания, страница). Текст работы должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, графиками, таблицами. Содержание таблиц целесообразно сопровождать аналитическим текстом, критическими замечаниями автора работы.
Страницы курсовой работы необходимо пронумеровать., на каждой странице обозначить поля для замечаний рецензента, в конце работы привести список использованной литературы. Рукопись должна быть написана четко сформулированными фразами. В конце работы следует указать дату и поставить подпись. Работа представляется в институт в установленный факультетом срок.
1.3. Оценка курсовой работы рецензентом
Рецензент имеет право не допустить работу к защите, если она не соответствует указанным требованиям, не имеет практической направленности. В этом случае курсовая работа возвращается студенту вместе с рецензией и оценкой «не допускается к защите». При этом студенту необходимо выполнить работу заново с учетом всех замечаний преподавателя. Повторно выполненная работа направляется на факультет для проверки вместе с первой работой и рецензией на нее.
2. Темы курсовой работы и указания по их выполнению
Тема 1. Коммерческая деятельность по закупке материальных ресурсов на промышленном предприятии
Введение.
1. Составление плана закупки материальных ресурсов, определение оптимальной партии заказа.
2. Выбор наиболее выгодных для предприятия поставщиков.
3. Разработка проекта договора поставки и спецификации к договору.
Заключение.
В каждой главе курсовой работы должны присутствовать теория и практические примеры, способствующие раскрытию ее сущности. Причем более желательным является пример, проходящий во всех главах (либо во второй и третьей главах) курсовой работы. В данной теме рекомендуется: определить потребность по 10—15 наименованиям материалов с помощью нормативного метода. Рассчитать плановый объем закупки с учетом имеющихся на складе предприятия остатков материалов. Составить план закупки материалов на предстоящий год. Определить оптимальную партию заказа каждого материала. Установить перечень возможных поставщиков.
Из возможного перечня выбрать наиболее выгодных для предприятия поставщиков. Дать обоснование.
Составить проект договора поставки с наиболее выгодным для предприятия поставщиком, а также спецификацию к договору.
Тема 2. Коммерческая деятельность по закупке товаров на оптовом предприятии
Введение.
1. Изучение спроса и определение планового объема закупки товаров оптовым предприятием.
2. Выбор коммерческих партнеров по закупке товаров. Порядок установления хозяйственных связей между поставщиками и оптовым предприятием.
3. Составление проекта договора поставки между поставщиком и оптовым предприятием.
Заключение.
В первой и второй главах должны быть рассмотрены теоретические положения рекомендуемых вопросов.
Практическая часть курсовой работы должна выполняться на основе 1—2 важнейших товарных групп оптового предприятия, составляющих не менее 30% товарооборота. Для изучения спроса на товары в данной курсовой работе рекомендуется использовать метод обобщения заказов розничных оптовых предприятий на поставку товаров либо метод оперативного учета продажи товаров и движения товарных запасов за истекший период.
Плановый объем закупки каждого товара определяется на основе спроса покупателей оптового предприятия с учетом планируемого прироста или снижения товарных запасов.
После определения объема и структуры закупки товаров необходимо установить перечень возможных коммерческих партнеров, рассмотреть порядок установления хозяйственных связей между поставщиками и оптовым предприятием.
В третьей главе должен быть составлен проект договора поставки конкретного оптового предприятия с поставщиком.
Тема 3. Коммерческая деятельность по сбыту продукции на промышленном предприятии
Введение.
1. Определяющая роль сбыта на промышленном предприятии.
2. Коммерческие операции в процессе сбытовой деятельности. Формы коммерческих расчетов за товары.
Анализ влияния сбыта товаров на прибыль предприятия.
Заключение.
В первой главе курсовой работы следует отразить значение сбыта продукции как составной части коммерческой деятельности предприятия, влияние сбыта на экономические и финансовые показатели его работы. Кроме того, нужно рассмотреть внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность сбытовой работы предприятия. Целесообразно привести наиболее яркие примеры внешних и внутренних факторов, проявившихся в коммерческой деятельности конкретного предприятия.
Во второй главе требуется раскрыть содержание коммерческих операций в процессе сбытовой работы, необходимо привести примеры из практики конкретного промышленного предприятия, а также рассмотреть существующие формы коммерческих расчетов за товары, уделяя особое внимание раскрытию сущности тех форм расчетов, которые применяются на анализируемом предприятии.
В третьей главе рекомендуется по цифровым данным взятого в качестве примера промышленного предприятия рассчитать влияние сбыта на его прибыль.
Тема 4. Организация торговли на оптовых ярмарках
Введение.
1. Цели и задачи проведения оптовых ярмарок.
2. Механизм организации и основные источники дохода от проведения оптовой ярмарки.
3. Анализ результатов проведения оптовой ярмарки:
1) состав участников;
2) распределение участников по отраслям;
3) количество заключенных договоров поставки.
4) Заключение.
В первой главе курсовой работы следует рассмотреть современные цели функционирования оптовых ярмарок, рассмотреть классификационные признаки ярмарочной торговли, представить отличительные особенности оптовых ярмарок по сравнению с выставками-продажами, аукционами, биржами, привести примеры оптовых ярмарок в России.
Во второй главе рекомендуется рассмотреть механизм организации оптовой ярмарки, при этом можно выделить три этапа: предварительный, организационный и заключительный. В этой же главе необходимо рассмотреть существующие источники дохода оптовой ярмарки, а также следует привести примеры организации оптовых ярмарок в России, установить основные источники их дохода, их практическую значимость на современном этапе.
В третьей главе на основе материалов конкретной оптовой ярмарки провести анализ результатов ее проведения: установить состав участников, разработать таблицы, в которых распределить участников ярмарки по отраслям, определить количество заключенных договоров поставки, суммы договоров и покупателей, дать обоснование эффективности ее проведения.
Тема 5. Планирование и анализ ассортимента продукции на промышленном предприятии
Введение.
1. Планирование ассортимента продукции как основная часть формирования производственной программы предприятия.
2. Содержание планирования ассортимента продукции на предприятии.
3. Анализ влияния структуры ассортимента выпускаемой продукции на прибыль предприятия.
Заключение.
В первой главе курсовой работы следует раскрыть значение формирования производственной программы промышленного предприятия в современных условиях. Основной частью формирования производственной программы предприятия является планирование ассортимента продукции (новой и выпускаемой ранее). При планировании ассортимента продукции необходимо установить, какие товары должны производиться в течение планового периода, в каком количестве, как распределить мощности предприятия, чтобы использовать имеющиеся рыночные возможности.
Во второй главе необходимо на основе практических материалов конкретного предприятия раскрыть существующий механизм планирования ассортимента новой и выпускаемой ранее продукции. Установить имеющиеся недостатки.
В третьей главе рекомендуется установить рентабельность основных видов выпускаемых товаров, оценить влияние структуры ассортимента производимых товаров на прибыль предприятия.
Тема 6. Формирование товарного ассортимента на предприятии розничной торговли
Введение.
1. Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли.
2. Принципы и факторы формирования товарного ассортимента в магазинах.
3. Формирование товарного ассортимента на конкретном предприятии розничной торговли.
Заключение.
В первой и второй главах курсовой работы должны быть изложены теоретические положения вопросов данной темы.
В третьей главе рекомендуется для конкретного предприятия розничной торговли рассчитать глубину, широту, полноту, степень обновления ассортимента товаров, а также коэффициент устойчивости товарного ассортимента. Определить перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине. Осуществить распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов (товарных секций).
Тема 7. Организационные формы управления торгово-посреднической деятельностью
Введение.
1. Организационные структуры управления торгово-посреднической деятельностью. Классификационные признаки.
2. Анализ конкретной торгово-посреднической организации. Направления реструктуризации.
3. Специфика коммерческо-посреднических операций на национальном рынке.
Заключение.
Во введении необходимо выделить важность торгово-посреднической деятельности в России. Показать правовое пространство, организующее и регламентирующее рыночные отношения. Показать значение оптово-посреднической деятельности анализируемой организации.
В первой главе курсовой работы необходимо представить принципы, факторы и классификационные признаки создания и функционирования торгово-посреднических структур. Выделить основные направления реструктуризации с учетом современных требований рынка. Представить схему организационной структуры управления торгово-посреднической деятельностью. Показать основные блоки, их функциональные связи. Осветить виды торгово-посреднических организаций. Выделить роль торговых домов с учетом диверсификации коммерческой деятельности.
Во второй главе дать анализ организации работы торгово-посреднической организации с выделением классификационных признаков построения, видов коммерческой деятельности с выделением доминирующих операций. Следует раскрыть не только основных партнеров по бизнесу, но и выделить лидирующего конкурента. При этом необходимо привести структуру управления и выполнить анализ показателей торговой деятельности. Дать направления совершенствования в результате реструктуризации, диверсификации и повышения качества обслуживания клиентов.
В третьей главе необходимо отразить роль торгово-посреднических операций в достижении миссии компании. Дать характеристику и специфику рынка услуг в России. При этом важно дать оценку основным видам торгово-посреднических операций, в том числе по обмену, обеспечению, перепродаже. Необходимо выделить специфику сделок купли-продажи в рамках осуществления консигнационной торговли, комиссионной, экспортно-импортной торговли, лизинга. Следует рассмотреть конкретные примеры выполнения коммерческих операций отечественными организациями.
Заключение должно содержать выводы о ключевой роли торгово-посреднического звена в экономике России. Необходимо четко сформулировать конкретные рекомендации по повышению результативности работы исследуемой организации.
Тема 8. Коммерческая деятельность по организации выставочного бизнеса
Введение.
1. Организационная форма управления работой выставки.
2. Механизм проведения выставки.
3. Оценка результатов
организации выставочной торговли.
Заключение.
Во введении необходимо подчеркнуть актуальность выбранной темы с позиции развития научно-технического прогресса, а также формирования общественного мнения представителей делового мира с научно-техническими, экономическими и социально-культурными достижениями. При этом показать, как создаются условия для получения информации в части экспортных возможностей стран, регионов, отраслей и предприятий.
В первой главе курсовой работы необходимо представить организационную структуру управления выставочным бизнесом с выделением таких подразделений, как Торгово-промышленная палата РФ, отраслевые министерства, оргкомитет, директор выставки, пресс-центр, научно-технический центр, коммерческий отдел и другие функциональные подразделения, обеспечивающие ритмичную и своевременную работу. Осветить план проведения выставки с выделением цели, задачи и основных видов коммерческих услуг. Важно определить направления решения коммуникационных задач в части выполнения культурной программы, организации рекламы, внутривыставочной радиосети, телекоммуникаций для проведения пресс-конференций, симпозиумов, подготовки пресс-релизов, издания рекламных буклетов, сувениров.
Во второй главе следует раскрыть основное содержание организации выставочной торговли, в томчисле работу оргкомитета, конкурсной комиссии с участием специалистов Госстандарта РФ. Очень важно отразить значение интерактивного маркетинга в целях предоставления информации через Интернет в рамках выставочного сайта для потенциальных экспонентов в области стоимости участия, программы выставки, регламента ее проведения, в том числе семинаров, симпозиумов, видеоконференций, оценки обратной связи очных и заочных участников выставки и т.п. В этом разделе курсовой работы надо выделить лидирующие регионы, организации, участники которых представили лучшие образцы с суперкачеством в рамках международных стандартов.
В третьей главе важно представить комплексную оценку эффективности выставочной торговли по следующим направлениям.
1. Показать суммарный доход относительно совокупных затрат на организацию выставки. При этом выделить формирование себестоимости участия с учетом суммарных расходов по оформлению стенда, т.е. по структуре затрат: аренда — 15%; персонал — 21%; изготовление — 39%; коммуникации — 12%; прочие расходы—13%. Дать оценку эффективности выставочного бюджета.
2. Выделить количественный состав: участников по регионам, областям, районам, отраслям; посетителей, в том числе посетителей-специалистов. При этом необходимо дать квалиметрическую оценку их впечатлений о качестве организации выставки.
3. Определить количество заключенных контрактов, их суммарный объем, а также количество оформленных протоколов-намерений, заявок на продукцию.
4. Оценить тенденции, закономерности и возможные перспективы выставочного бизнеса.
Тема 9. Организация коммерческой деятельности в оптово-посреднической структуре
Введение.
1. Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения. Содержание коммерческой системы: принципы, цели, задачи.
2. Анализ основных показателей деятельности конкретной оптовопосреднической структуры.
3. Рекомендации по развитию диверсификации коммерческой деятельности и улучшению сервисного обслуживания.
Заключение.
Введение должно обосновать актуальность выбранной темы с позиции значения коммерческой деятельности в системе рыночного механизма. При этом важно показать специфику деятельности оптово-посреднических организаций, на долю которых приходится 2/3 национального товарооборота России.
В первой главе надо раскрыть содержание коммерческой системы как единого производственно-коммерческого комплекса товаров, услуг с выделением принципов организации системы, ее целей и задач. Необходимо дать экономическое содержание коммерческо-посреднической деятельности с учетом специфики выполнения производственных и коммерческих операций. Рекомендуется охарактеризовать институты посредников на рынке России и комплекс информационных, комиссионных, консультационных, инжиниринговых услуг, оказываемых потребителям.
Во второй главе необходимо, используя практику коммерческой деятельности выбранной организации, определить главного конкурента. С применением модели Бостонской консалтинговой группы (БКГ) обосновать корпоративную зону рыночного участия с учетом основных конкурентов. Дать оценку корпоративным преимуществам и недостаткам с позиции территориального расположения, рыночной доли, объемов реализации, себестоимости, конкурентоспособности и сервисности товара, услуги. Рекомендуется выполнить расчеты основных показателей оптово-коммерческой деятельности, в том числе уровня издержек обращения, товарооборота, оборачиваемости оборотных средств, коэффициента финансовой устойчивости, прибыли, рентабельности.
Третья глава должна иметь рекомендации в области реструктуризации организационного построения, диверсификации корпоративной деятельности с раскрытием мер, направленных на освоение новых направлений коммерции. Необходимо представить конструктивные меры для повышения качества и сервиса обслуживания в результате создания фирменного стиля, эффективной системы учета пожеланий и претензий клиентов, разработки стандартов качества обслуживания, мотивации и безопасности труда.
Тема 10. Бизнес-план в системе внутрифирменного планирования предприятия
Введение.
1. Планирование как функция управления.
2. Назначение бизнес-плана, его структура, содержание конкретного коммерческого проекта.
3. Рекомендации по разделам: организационному, рискам проекта, плану маркетинга и финансовому плану.
Заключение.
Во введении необходимо отметить важность и значение внутрифирменного планирования (ВФП) как главного слагаемого достижения коммерческого успеха.
В первой главе следует привести основные этапы внутрифирменного планирования в целях достижения миссии фирмы. При этом необходимо показать цели, задачи, принципы внутрифирменного планирования на примере работы конкретной организации с выделением стратегического плана. Раскрывая содержание ВФП, важно отразить этот механизм как функцию управления, включающую оценку внутренних и внешних факторов, ресурсных возможностей фирмы и обеспечивающую взаимоувязку всех внутренних структурных подразделений с учетом состояния потребительского спроса, рыночной конъюнктуры и темпов поступательного развития. Наряду с этим надо определить главных конкурентов, уровень конкурентоспособности предлагаемых товаров и зону рыночного участия.
Во второй главе раскрыть назначение бизнес-плана в конкретной организации с выделением целей, задач как в ближайшем будущем, так и на перспективу. Бизнес-план представляется как системный документ, разработанный для различных направлений, в том числе мониторинга рыночной устойчивости компании, привлечения инвестиций, а также для высококлассных профессионалов и обоснования нового бизнес-проекта. При этом необходимо осветить структуру бизнес-плана. На базе достоверных информационных данных раскрыть содержание ключевых разделов. При этом важно выделить оригинальность предлагаемого замысла, определить наличие финансовых возможностей и объем необходимых инвестиций.
Финансовые возможности могут быть определены в результате оценки прогноза дохода и расхода на первые три года, балансового отчета на текущий период, определения безубыточной партии поставки и зоны прибыльности коммерческой деятельности.
В третью главу следует включить конкретные рекомендации по основным разделам бизнес-плана. При этом в организационном разделе надо раскрыть рекомендуемые системы административно-организационного управления, то есть совершенствование структуры управления, кадрового обеспечения и оперативного управления в соответствии с принятыми программами рыночного участия по направлениям маркетинга. В разделе маркетинга надо сформулировать рекомендации по использованию сегментации для обоснования выгодного сегмента с учетом факторов рыночной среды, состояния конкуренции. Вместе с тем необходимо определить размер бюджета, стратегии проникновения на рынок и маркетинговые программы по основным элементам: товар, цена, распределение, продвижение. В разделе рисков проекта должны быть предложения по комплексу мер, предупреждающих очевидные риски. Рекомендации по плану финансов ориентируют на оптимизацию совокупных затрат, повышение оборачиваемости оборотных средств, выявление резервов финансовой устойчивости бизнеса.
Введение.
1. Социально-экономическая сущность оптовой торговли. Классификационные признаки.
2. Оценка показателей оптовой торговли конкретной коммерческой организации.
3. Рекомендации по развитию оптовой торговли.
Заключение.
Введение должно отразить актуальность выбранной темы, так как оптовая торговля в виде самостоятельной отрасли оказывает важные услуги производителям и конечным потребителям. Следует подчеркнуть, что именно оптовая торговля является проводником товаров отечественного производства как на внутренний, так и на внешние рынки России.
В первой главе необходимо исследовать содержание оптовой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.