24.
Общественные экологические
движения: в мире, на Украине, в Крыму. Примеры крупных гражданских действий
экологического характера, примеры влияния экологических идей на результаты
выборов в парламенты и местные органы власти.
25.
Классификация людей, занимающихся
экологией и охраной окружающей среды.
26.
Международные программы по
окружающей среде. Международные конвенции по проблемам окружающей среды.
27.
Значение работ комиссии
Г.Брунтланд. Решения Конференция ООН по окружающей среде и развитию в
Рио-де-Жанейро, Иоганнесбурге.
28.
Определение понятия «устойчивое
развитие».
29.
Понятия «экологическое
мировоззрение», «экологическая идеология».
30.
Перестройка сознания человека как
главный фактор решения экологических проблем. В чем отличие мировоззрения
среднего современного человека от мировоззрения человека, сделавшего выбор в
пользу устойчивого развития?
31.
Антропоцентризм, его экологические
последствия.
32.
Природоцентризм. Основные
экоцентристские принципы.
33.
Основные пути экологизации науки,
знания, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, лесного хозяйства,
городского хозяйства, транспорта и др.
34.
Варианты экологических стратегий
человечества.
35.
Назвать работы по курсу
«Социальная экология» (книги, статьи и др.), которые были изучены в дополнение
к лекционному материалу.
Расширенный вариант зачетных вопросов
- Дать
определение социальной экологии как науки. Охарактеризовать место
социальной экологии в системе наук экологического профиля.
- Назвать
главную идею, сформулированную в географическом детерминизме.
- Какие
идеи выдвигались Л.И.Мечниковым, Э.Реклю, Дж.Маршем, Тейяр де Шарденом?
- Учение
о ноосфере В.И.Вернадского
- Когда
и с какой целью был создан Римский клуб?
- Что
такое глобальное моделирование? Назвать несколько глобальных моделей.
- Дать
определение понятиям «человек», «человечество», «общество», «социум».
Какую иерархию образуют составные части человечества?
- В
чем проявляются биологические и социальные основы человека. Почему
человека называют биосоциальным существом?
- Перечислить
и охарактеризовать потребности человека.
- Привести
примеры псевдопотребностей. В каком направлении должна идти экологизация
потребностей?
- Какие
показатели используются при определении качества жизни? Какие показатели
используются при определении уровня развития стран?
- Что
обычно понимается под прогрессом? В чем заключается иллюзия прогресса?
Какие коррективы вносит экология в представления о качестве жизни,
прогрессе, уровне развития страны?
- Назвать
основные этапы взаимоотношений общества и природы.
- Дать
определение понятию «присваивающее хозяйство». Какие экологические
последствия имели взаимоотношения человека и природы в период
присваивающего хозяйства?
- Дать
определение понятию «производящее хозяйство». Как изменились отношения
человека и природы при переходе к производящему хозяйству?
- Когда
и почему произошла неолитическая революция.
- Когда
и почему произошла вторая сельскохозяйственная революция.
- Когда
произошла промышленная революция? К каким изменениям в мире она привела?
- Каковы
главные черты постиндустриального общества.
- Когда
начался переход человечества к информационному обществу? Назвать главные
черты информационного общества.
- Каковы
причины, приведшие к возникновению глобального экологического кризиса?
- Перечислить
экологические кризисы в прошлом. Как экологические кризисы повлияли на
развитие отдельных стран и человечества в целом?
- Назвать
регионы, являющиеся прародиной человечества. В каких районах мира
обнаружены останки древнейших людей? Назвать древнейшие земные
цивилизации.
- Как
происходило расселение людей по Земле? Как размещалось население Земли в
начале новой эры? Как размещалось население Земли к 1500 году, в настоящее
время?
- Когда
начался демографический взрыв и каковы его причины?
- Как
определяется общий коэффициент рождаемости? Как определяется общий
коэффициент смертности? Каковы величины коэффициента рождаемости в
промышленно развитых странах, в развивающихся странах?
- Как
определяется коэффициент естественного движения населения?
- Как
выглядят диаграммы возрастной структуры населения в промышленно развитых
странах, в развивающихся странах, в других типах стран?
- Каковы
факторы стабилизации численности населения?
- Экономические
рычаги регулирования численности населения.
- В
чем проявляются различия в характере решения проблем окружающей среды в
странах, имеющих - различный политический строй;