4 Общие сведения о технологических авариях при бурении новых и восстанавливаемых скважин
4.1 Особенности возникновения аварий в бурении
4.1.1 Технологические аварии (далее - аварии) при бурении новых и восстанавливаемых скважин могут быть вызваны:
- несоблюдением требований единых технических правил ведения работ при строительстве скважин и рабочего проекта на строительство скважины, СТП и регламентов по проведению технологических операций;
- нарушением правил, инструкций и регламентов по ведению буровых и ремонтных работ, а так же планов работ на проведение технологических операций;
- проведением сложных ремонтно-восстановительных работ, относящихся к работам с повышенной степенью производственного риска, с созданием высоких осевых нагрузок и крутящих моментов на инструменты;
- несвоевременным проведением профилактических технико-технологических мероприятий, направленных на предотвращение технологических аварий;
- сложными условиями работы бурильного инструмента при действии на него высоких знакопеременных нагрузок;
- некачественным изготовлением оборудования или инструментов – его производителем.
4.1.2 Началом аварии считается момент ее возникновения, хотя обнаружен он может быть и позже, а окончанием аварии- момент восстановления нормальных условий для продолжения процесса бурения, крепления и других запланированных технологических операций или достижение глубины прежнего забоя.
4.2 Классификация аварий при бурении скважин
4.2.1 Для удобства анализа, разработки мер предупреждения и ликвидации аварий, осложнений и брака в работе при бурении скважин - все они разделены на виды, внутри которых сгруппированы много раз повторяющиеся, схожие и существенно не отличающиеся между собой события.
4.2.2 Технологические аварии в бурении классифицируются по следующим видам:
- аварии с породоразрушающими инструментами;
- аварии с гидравлическими забойными двигателями (ГЗД);
- аварии с бурильными колоннами (ведущая труба, бурильные трубы, УБТС, ЛБТ) и их элементами (переводники, центраторы, калибраторы и др.);
- аварии с обсадными колоннами или элементами их оснастки при спуске обсадных колонн;
- прихваты бурильных, обсадных колонн и колонн НКТ;
- аварии при цементировании;
- прочие аварии, вызванные падением в скважину вкладышей ротора, роторных клиньев, челюстей ключей АКБ, ручных инструментов, приспособлений или их частей, используемых при работах на устье скважины или над ним;
- прочие аварии, вызванные прихватом или оставлением в скважине приборов, кабеля, шаблонов, грузов, перфораторов, торпед и других устройств, применяемых при исследовании скважин и вспомогательных работах в скважине;
- аварии с колоннами НКТ и штанг или их элементами;
- аварии с насосами ШГН или ЭЦН.
4.2.3 К авариям с колонной бурильных труб относятся: поломки в теле трубы или сварном шве; разъединение резьб бурильных, ведущих и утяжеленных труб; калибраторов, центраторов, стабилизаторов; соединительных муфт, замковых элементов (ниппеля и муфты) и переводников, а также падения в скважину элементов колонны бурильных труб.
4.2.4 К прихватам бурильной колонны относятся аварии, при которых полностью потеряна подвижность, и не восстанавливается даже после приложения к ней максимально допустимых нагрузок (с учетом запаса прочности ).
Прихваты могут быть вызваны прилипанием, образующимися в процессе бурения - сальниками, заклиниванием труб, КНБК, ГЗД, долот и элементов их соединяющих, осыпями, обвалами или посторонними предметами, случайно попавшими в скважину.
4.2.5 К авариям с породоразрушающим инструментом относится: оставление в скважине долот и расширителей или их частей.
4.2.6 К авариям с ГЗД относятся: поломкаузлов турбобуров или винтовых двигателей, с оставлением их полностью или их элементов в скважине в результате разъединения с бурильной колонной или поломки.
4.2.7 К авариямс обсадными колоннами относятся: разъединение по резьбовым или сварным соединениям спускаемых обсадных труб, а также разрыв их по телу; падение обсадных труб и колонн в скважину; смятие обсадных труб при спуске в скважину; прихваты обсадных колонн.
4.2.8 К прочим авариям относятся: оставление в скважине различных предметов, не перечисленных в пунктах 4.2.2.-4.2.6.; каротажного кабеля; геофизических приборов; колонковых труб; падение в скважину посторонних предметов.
4.2.9 К авариям в бурении не относятся: поломки и повреждения наземного бурового и энергетического оборудования; поломки спуско-подъемного оборудования буровой установки, фонарей вышек, полное или частичное разрушение и (или) падение буровых вышек (мачт); обрыв и падение талевой системы на буровых установках и агрегатах для ремонта скважин, порядок расследования и учета которых: «Положением о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах», утвержденным Постановлением МЧС РБ №9 от 28.06.2000 г. [27], с изменениями, утвержденными Постановлением МЧС РБ №8 от 19.04.2002 г. [10], а также требованиями СТП 09100.17008.079-2003 «Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах РУП «Производственное объединение «Белоруснефть», утвержденного 04.11.2003 г.[36]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.