Особенностью микросистемы является то, что понятия ездки и оборота в ней совпадают, так как за каждый оборот выполняется одна груженая ездка и только половину маршрута (пробега) за оборот транспортные средства проходят с грузом.
Особо малые системы – кольцевые и маятниковые маршруты, на которых в обратном направлении перевозится груз, с частичной или полной загрузкой автомобиля. Общим для особо малых систем является то, что здесь также согласно объему перевозок должно работать не более одного транспортного средства.
1.3 Транспортные системы автомобильного транспорта
Указанная выше классификация дает возможность сформулировать определение транспортной системы. Это понятие является ключевым как в теории общего курса транспорта, так и в практике организации перевозок.
Существующие определения транспортной системы достаточно разнообразны. В принципе, транспортной системой можно называть любую организацию или предприятие, работающие в транспортной отрасли и обеспечивающие выполнение основных или вспомогательных функций в комплексе транспортных процессов.
В более узком смысле транспортной системой будем называть совокупность транспортных и/или погрузочно-разгрузочных средств, обслуживаемых специалистами-операторами (водители, крановщики и т.п.), и выполняющих транспортные процессы в определенных пространственных и временных условиях.
Таким образом, в рамках транспортного предприятия или организации может быть сразу несколько транспортных систем, если каждая из них выполняет самостоятельную транспортную задачу. И наоборот, если транспортная задача достаточно масштабна, то в рамках транспортной системы может находиться несколько предприятий.
Разновидностями транспортных систем могут быть: транспортный объект; транспортный комплекс; транспортная сеть; система транспортного обслуживания и др.
Например, транспортным комплексом называется такая крупная транспортная система, которая организуется с целью перевозки грузов от места его производства до места потребления. Основными компонентами и звеньями транспортного комплекса являются объекты хранения груза и подготовки его к перевозке, погрузочно-разгрузочные посты, автомобили и водители, автомобильные дороги и др.
1.4 Современные проблемы развития транспортных систем. Роль науки в развитие теории транспортных процессов и систем
Современные условия, в которых находится экономическая система страны, существенно отличаются от тех, в которых она находилась пять-десять лет тому назад. Более того, особенностью нынешней ситуации как раз и является существенная изменчивость этих условий в течение очень коротких сроков. Следует отметить значительную зависимость транспортных систем от общих экономических факторов, присутствующих в едином экономическом организме государства. В связи с этим особенную остроту имеют проблемы управления автомобильными транспортными системами; прогнозирования их состояния и поведения в ближайшем и отдаленном будущем; ответственности за принимаемые организационные, технические и экономические инженерные решения при эксплуатации конкретных предприятий автомобильного транспорта.
Другой особенностью является то, что в настоящее время в науке существенно изменились представления о свойствах и функционировании сложных систем вообще. Имеются значительные достижения науки в области теории хаоса и катастроф, представления о нелинейном поведении сложных систем, такие как детерминированный (динамический) хаос, многоальтернативное поведение нелинейной системы в будущем и многие другие. Все это является серьезным мотивом для исследования перечисленных проблем в области управления автомобильным транспортом и для выяснения вопроса – позволяют ли эти теоретические достижения по-новому рассмотреть характер функционирования транспортных систем, создать современные методы математического моделирования и управления этими системами. В этой области большую роль играет представление о стохастическом поведении сложных систем. До недавнего времени такое поведение было предметом изучения в рамках теории математической статистики, систем массового обслуживания и т.д. Теперь же стало ясно, что многие характеристики систем, которые считались зависящими от случайных параметров, на самом деле изменяются по закономерным зависимостям, которые внутренне присущи самой сложной системе. Поэтому в теории транспортных систем все большую роль будут играть такие научные теории, как теория динамических систем и нелинейных колебаний. Более подробно эти вопросы рассматриваются в соответствующей части курса лекций.
1.5 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения общего курса транспорта является, как это видно из вышесказанного, автомобильная транспортная система (АТС) общего вида, входящая в состав ЕТС и экономической системы страны. В АТС осуществляются различные транспортные процессы или их отдельные элементы.
Среди задач изучения общего курса транспорта необходимо отметить следующие:
- изучение классификации, состава и особенностей функционирования АТС различных типов;
- изучение транспортных процессов в АТС и их элементов;
- овладение методами математического моделирования АТС и транспортных процессов;
- ознакомление с теоретическими основами управления АТС;
- ознакомление с особенностями подвижного состава различных видов транспорта и с их основными сравнительными характеристиками;
- знакомство с проблемой прогнозирования процессов и состояний в транспортных системах в современных рыночных условиях.
Общий курс транспорта является базовой дисциплиной для дальнейшего изучения таких предметов как «Грузовые автомобильные перевозки», «Пассажирские автомобильные перевозки» и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.