Технология конструкционных материалов: Предисловие учебного пособия

Страницы работы

Содержание работы

Предисловие

В учебных планах высшей школы важнейшим и основополагающим в становлении выпускников как специалистов широкого профиля является цикл обшепрофессиональных дисциплин. Среди этих дисциплин первичной в области технологической подготовки студентов выступает дисциплина «Технология конструкционных материалов» (ТКМ). Эта дисциплина с тем или иным изменением в наименовании входит в большинство учебных планов подготовки бакалавров и специалистов образовательной области «Техника и технологии».

Трудоемкость изучения дисциплины ТКМ в соответствии с государственными образовательными стандартами подготовки выпускников колеблется в весьма значительных пределах: от 50 до 238 часов. Такие различия имеют место даже в образовательных стандартах близких направлений подготовки бакалавров и специалистов. И все же методические и содержательные основы этой дисциплины для разных направлений подготовки и специальностей инженерной направленности общие, что вытекает из сущности деятельности инженера как творца новой техники и технологий.

          Цель дисциплины «Технология конструкционных материалов» в традиционном ее содержании может быть представлена в виде следующих обобщенных знаний и умений выпускника.

          Знания конструкционных материалов и их свойств, технологических методов получения заготовок и их обработки с целью изготовления изделий заданных форм, размеров и качества поверхностного слоя, физико-химических основ и параметров технологических методов, области их применения, технологического оборудования и инструмента.

          Умения осуществлять выбор технологического метода получения заготовки и ее обработки в зависимости от марки конструкционного материала заготовки, заданных характеристик заготовки и детали; умения назначать припуск на обработку и проектировать заготовку по заданному чертежу детали, читать и изображать технологические схемы, выбирать технологическое оборудование и инструмент для получения и обработки заготовок.

При этом глубина и степень фундаментальности сформулированных цели и задач в соответствии с направлением подготовки или специальностью будущего специалиста могут широко варьироваться.

          Воспитательные и развивающие цели ТКМ состоят в формировании таких профессионально значимых качеств личности специалиста, работающего в области техники и технологий, как эрудированность, самостоятельность, наблюдательность, обоснованность принятия решений, умение планировать свою деятельность, системное мышление, технологическое мышление, образное и пространственное мышление, долговременная память.

Характеризуя учебную дисциплину ТКМ как первую технологическую дисциплину учебных планов подготовки специалистов в области техники и технологии, следует отметить, что в традиционном понимании ее содержание не охватывает всю совокупность общепрофессиональных сведений о технологии изготовления изделий. Так, рассматривая аспекты производственного процесса, следует, с одной стороны, говорить о технологических методах получения материала, изготовления и обработки заготовок, а, с другой стороны, о последовательности реализации технологических методов в рамках технологического процесса изготовления изделия. И эта последняя составляющая знаний и умений в традиционные программы дисциплины ТКМ не входит.

Учитывая, что для многих направлений подготовки и специальностей образовательной области «Техника и технологии» ТКМ является единственной технологической дисциплиной, следует говорить о необходимости расширения области формируемых знаний и умений для таких направлений и специальностей в рамках курса ТКМ. В перечень дополнительных знаний и умений должны включаться элементы, относящиеся к сфере построения технологических процессов. Без владения знаниями и умениями в этой области говорить о формировании системной компетентности выпускника в сфере производственного процесса невозможно.

С учетом этих обстоятельств создано учебное пособие «Технология конструкционных материалов. Практикум по технологическим методам обработки заготовок». Целью пособия является создание системы учебного материала по практическим занятиям студентов, обеспечивающим формирование их умений в решении технологических задач.

Похожие материалы

Информация о работе