|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Механико-машиностроительный факультетКафедра"Машиноведение и детали машин" |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЗЛА ПРИВОДА
Группа 3044/1
Преподаватель Жавнер М.В.
Санкт-Петербург
2006
CОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Составной анализ механизма……………………………………….….3
2. Энерго-кинематический расчет привода……………………………...4
2.1. Определение КПД привода………………………………………….…4
2.2. Определение общего передаточного отношения и разбивка его по ступеням……………………………………………………………….…4
2.3. Определение мощностей, частот вращения и вращающих моментов на валах привода (с таблицей результатов ЭКР)……………………...4
3. Расчет зубчатой передачи…………………………………………….…6
4. Оценка сил и моментов…………………………………………………10
5. Проверочный расчет шпоночных соединений……………………….14
6. Проверочный расчет подшипников качения…………………………15
7. Проверочный расчет выходного вала редуктора……………….……17
Литература ……………………………………………………………..20
Введение
В данной работе разработан узел привода. В результате работы выполнен чертеж в масштабе 1:1. Необходимые расчеты приведены в данной пояснительной записке.
СОСТАВНОЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА
На рис.1 приведена кинематическая схема механизма.
рис. 1. Кинематическая схема механизма.
1-2 – зубчатые колеса быстроходной передачи (закрытые).
3-4 – зубчатые колеса тихоходной передачи (открытые).
I, II, III - валы механизма.
Описание работы механизма.
Вращение с вала электродвигателя через муфту передается на вал I одноступенчатого редуктора. Вращение с вала I на вал II передается с помощью зубчатой передачи 1-2. Вращение с вала II на III передается с помощью зубчатой передачи 3-4.
ЭНЕРГО-КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
1.1 Определение КПД привода.
На КПД привода влияют несколько факторов (например, вид смазки, подшипники и т.д.), которые необходимо учитывать при вычислении общего КПД. Общее значение получаем путем перемножения нескольких множителей.
Все промежуточные значения ( и т.д.) из таблицы в пособии Чернавского.
1.2. Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступеням.
Найдем общее передаточное число U0:
, где n1 и n3 – частоты вращения 1-го и 3-го вала соответственно, об/мин.
Решая систему из двух уравнений, исходя из найденного U и исходных данных, Находим передаточные числа на быстроходном и тихоходном валах.
1.3. Определение мощностей, частот вращения и вращающих моментов на валах привода.
Исходя из первоначальных данных, находим угловую скорость на первом и третьем валу:
рад/c
рад/c
Найдем n2 – частоту вращения 2-го вала:
об/мин
Тогда:
об/мин
где , и - угловая скорость 1, 2 и 3 валов, рад/c
Откуда:
Вт
Вт
Вт
Нм
Нм
где и - мощности соответствующих валов, Вт.
T1, T2 –вращающие моменты на соответствующих валах привода, Нм.
Все полученные результаты занесем в таблицу:
№ |
Ui |
ni, об/мин |
wi, рад/с |
Ti, Нм |
Ni, Вт |
1 |
Ub=4.4 Ut=3.29 |
550 |
57,67 |
198,34 |
11438,3 |
2 |
125 |
13,085 |
822,83 |
10766,7 |
|
3 |
38 |
3,98 |
2600 |
10340,2 |
РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
а) Определение диаметра делительной окружности шестерни.
Первоначальный расчет d делительной окружности ведется по формуле:
, где
Епр – приведенный модуль Юнга, рассчитываемый по формуле:
Епр= (2×Е1×Е2)/Е1+Е2. В нашем случае он равен 2,1×105 МПа.
Т1 - вращающий момент на первом валу, Нм.
КНb- коэффициент, учитывающий концентрацию нагрузки, (примем его равным 1,2).
yвд – относительная ширина колеса, yвд= в2/d1.(Примем его равным 1).
- допускаемое значение контактных напряжений, МПа.
Чтобы определить окончательное значение d необходимо провести некоторые предварительные вычисления:
1. Эквивалентное число циклов:
, где
a и b - параметры режима нагружения;
tS - ресурс, ч.
NHE1=60164×106
NHE2=38×106
(Индекс 1 – шестерня, 2 – колесо).
2. Коэффициент долговечности:
Коэффициент долговечности KHL учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи. Расчет KHL основывается на кривой усталости.
, где NHGi – базовое число циклов.
Расчетное значение NHGi для шестерни и колеса возьмем из пособия [2].
Поскольку коэффициент может принимать значения в интервале 1 £ KHLi £ 2.4
примем значения KHL1 и KHL2 равными 1.
3.Предельное значение контактного напряжения:
НВ1=НВ2+(20-40) =270+40=310
(НВ1- известная величина)
4. Допускаемое значение контактных напряжений:
, где [SH] - коэффициент надежности (примем его равным 1,1)
Рассчитаем допускаемые напряжения для шестерни и колеса:
Тогда:
мм.
б) Определение предварительного значения ширины колеса:
b’2=0.9×d’1= 62 мм
в) Угол наклона зубьев:
Примем b’=15°
г) Выбор предварительного значения модуля:
примем его равным m=3.
д) Определение числа зубьев шестерни и колеса:
е) Передаточное число:
ж) Определение межосевого расстояния:
мм
з) Корректировка угла наклона b:
и) Уточнение d делительных окружностей:
мм
к) Уточнение межосевого расстояния:
мм
Результаты расчета зубчатой передачи сведем в таблицу:
Параметр |
Обозначение |
Значение |
|
1.Окружная скорость, м/c |
V |
2,08 |
|
2. Модуль, мм |
m |
3 |
|
3. Межосевое расстояние, мм |
|
185 |
|
4. Диаметр вершин, мм |
шестерня |
82 |
|
колесо |
288 |
||
5. Ширина венца, мм |
шестерня |
67 |
|
колесо |
62 |
||
6. Угол наклона зубьев, град. |
|
15,25 |
|
7. Силы зацепления, Н |
окружная |
5495 |
|
радиальная |
2041 |
||
осевая |
1373 |
ОЦЕНКА СИЛ И МОМЕНТОВ
Расчетная схема:
На рис.2 приведена кинематико-расчетная схема механизма:
рис.2. Кинематико-расчетная схема механизма.
1.Рассчитаем силы в зацеплении.
Первое колесо:
Третье колесо:
Где и - окружные силы для соответствующих колес, Н.
и - радиальные силы для соответствующих колес, Н.
- осевая сила на первом колесе, Н.
Расчеты для второго колеса производить не будем, так как они по модулю равны значениям соответствующих сил для первого колеса и противоположны по знаку.
2. Выбор расчетной схемы и определение расчетных нагрузок.
Представим расчетную схему вала в виде балки, расположенной на опорах А и Б в вертикальной (В) и горизонтальной (Г) плоскости.
рис.3. Расчетная схема вала.
1. Определим реакции в опорах в вертикальной плоскости:
Ма1=Fа2·d3/2=1373·150·10-3=218170Н·мм.
где Ма1 – изгибающий момент, возникающий от действия силы Fa1 на плече d1/2, Нмм.
SM(A)=0=Fr3·l1-Fr1·l2-RВВ·(l2+l3)+Ma1=0
SM(B)=0=Fr3·(l1+l2+l3)-RAВ·(l2+l3)+Fr1·l2+Ma1=0
l1=95мм, l2=90мм, l3=70мм из расчетной схемы.
Из уравнений находим реакции:
Проверим по условию SFy=0
-3947+9378.3-2041-3390=0
условие выполняется.
3. Определим значения изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
1 участок:
2 участок:
3 участок:
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов Мв.
(См рис.3.)
4. Определим реакции в опорах в горизонтальной плоскости:
SM(A)=0=-Ft3·l1-Ft1·l2+RBг·(l2+l3)=0
SM(B)=0=-Ft3·(l1+l2+l3)+RAг·(l2+l3)+Ft1·l3=0
Вычислим, исходя из этих уравнений реакции:
Проверим по условию SFy=0
10964-15807.5-5494+10337.5=0
условие выполняется.
5. Определим значения изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
1 участок:
2 участок:
3 участок:
По этим значениям моментов строим эпюру изгибающих моментов Мг.
Также строим эпюру действующего на вал вращающего момента Т. (См рис.3.).
6. Определим полные реакции в подшипниковых опорах:
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Шпоночное соединение проверяют из условия прочности узкой грани шпонки на смятие. Это условие имеет вид:
, где - нормальное напряжение смятия;
[] – допускаемое нормальное напряжение для материала шпонки.
Данная формула может быть приведена к виду:
, где =160 МПа
где b – ширина шпонки, мм; h – высота шпонки, мм; l – длина шпонки, мм;
t1 – глубина паза, мм. T – вращающий момент на валу, Нм, d – диаметр вала для которого рассчитывается шпоночное соединение. d= 60мм
Для нашего случая:
Условие прочности шпонки на смятие не выполняется. В данном случае следует установить 2 шпонки. Тогда нормальное напряжение смятия поровну разделится между 2 шпонками:
Тогда условие прочности на смятие выполняется.
Шпоночное соединение может быть также проверено из условия прочности шпонки на срез. Это условие имеет вид:
, где - касательные напряжения среза; - допускаемое касательное напряжение для материала шпонки.
Данная формула может быть приведена к виду:
, где
Для нашего случая:
Условие прочности на срез выполняется.
По аналогии проведем проверочные расчеты для шпоночного соединения колеса и вала. Диаметр вала d=75мм
Условие прочности на смятие выполняется.
Условие прочности на срез выполняется.
Результаты расчетов представим в виде таблицы:
bxhxl |
||||
мм |
МПа |
МПа |
МПа |
МПа |
18x11x50 (2 шпонки) |
127 |
150 |
57 |
90 |
25x14x70 |
146 |
27,5 |
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Радиальные реакции в опорах вала Ra=R2=18438Н
Rв=R1=10917Н
Внешняя осевая сила составляет Fz=Fa=1373Н
Расчетный ресурс подшипников по динамической грузоподъемности определим по формуле:
Где Lh – расчетный ресурс подшипников, ч; n – частота вращения вала, об/мин; с – динамическая грузоподъемность, Н; Р – приведенная нагрузка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.