Здесь w t – угол между радиусом 0С1 (С1 – центр масс кулачка) и осью x, r1= 0С1, a – угол давления, Ф1 и Ф2 – силы инерции кулачка и толкателя, G1 и G2 – силы тяжести, Рпр – сила, создаваемая пружиной, прижимающей толкатель к кулачку.
б) Расчет цилиндрической зубчатой передачи. Проведем силовой анализ эвольвентной прямозубой передачи, ограничиваясь определением реакций, лежащих в плоскости движения (рис.4.15).
Обозначим и – угловые скорости зубчатых колес, причем , где i – передаточное отношение; r1 и r2 – радиусы начальных окружностей; МС – момент сил сопротивления; a – угол зацепления передачи, являющийся в то же время и углом давления; и – моменты сил инерции. Составляя уравнения кинетостатики, имеем:
– для колеса 1:
R01x – R21sina = 0; R01y – R21cosa = 0; Q – R21r1cosa – = 0,
– для колеса 2:
R02x + R12sina = 0; R02y + R12cosa =0; R12r2cosa – – MС = 0.
Решая эти уравнения, находим (учитывая, что r2 = r1i; ):
R01x = R12sina, R01y = R12cosa, R02x = – R12sina, R02y = – R12cosa.
Уравнение Лагранжа второго рода для механической системы:
механизма, представленная как функция от обобщенной координаты и обобщенной скорости; Q – обобщенная движущая сила;
– обобщенная сила сопротивления, соответствующие всем активным силам, кроме движущих. В механизме с одной степенью подвижности кинетическая энергия всегда может быть представлена в форме
приведенная масса или приведенный момент инерции механизма (q- линейная или обобщенная координата). В дальнейшем будет предполагаться, что q – угловая координата, и выражение (6.3) записывается в форме
где J(q) – приведенный момент инерции. Подставляя (6.4) в (6.1) и учитывая, что
Пример составления уравнений движения механизмов:
Для вращающегося звена 1 имеем
где J10 – момент инерции звена относительно оси вращения. Для поступательно движущегося ползуна 3 получаем Для звена 2, совершающего сложное движение, находим кинетическую энергию, пользуясь теоремой Кенига, известной из курса теоретической механики:
относительно оси, проходящей через центр масс С2 и перпендикулярной плоскости движения; vC2 – скорость центра масс; w2 – угловая скорость.
поворота звена 2, получаем T = T1 +T2 +T3 =
Выражение, стоящее в фигурных скобках, представляет собой приведенный момент инерции механизма J(q). Используя функции положения xC2(q), yC2(q), y(q), xB(q), можно было бы представить J(q) в явной форме.J(q) – периодическая функция с периодом 2p; она представима в виде ряда:
коэффициенты Фурье через дискретные значения периодической функции:
приближенное представление функций J(q) и J’(q):
Удовлетворительная аппроксимация для l– й гармоники получается только при условии m ³ 4 l. Если силами тяжести звеньев механизма можно пренебречь,
QС часто называется приведенным моментом сил сопротивления. Функция является также периодической по q с периодом 2p.
Пример механизма с линейной функцией положения.J1, J2, J3, J4, J5 – моменты инерции вращающихся масс относительно осей их вращения; z1, z2, z3, z4 – числа зубьев колес; MС – момент сил сопротивления, приложенных к ротору.
Обобщенная сила QС определяется в соответствии с (6.2):
механизма. Отметим, что при приведении вращающихся масс момент инерции каждой из них делится на квадрат передаточного отношения, связывающего эту массу с входным звеном. Уравнение Лагранжа второго рода может быть использовано для определения обобщенной движущей силы Q.
S – поверхность соприкосновения элементов кинематической пары.
Выделим на этой поверхности элементарную площадку dS в окрестности некоторой точки A. Сила называется силой трения скольжения; момент – моментом трения качения, а момент – моментом трения верчения. векторы и – противоположны по направлению соответственно касательной и нормальной составляющим вектора относительной угловой скорости. Закон Амонтона – Кулона:
(5.1)
где f – безразмерный коэффициент трения скольжения, а k и kВ – коэффициенты трения качения и верчения.
(5.2)
Суммарная сила трения: (5.3)
где S – поверхность соприкосновения. Для того чтобы воспользоваться этой формулой, нужно знать закон распределения нормальных реакций по поверхности S.
Коэффициенты трения скольжения, верчения и качения определяются экспериментально; они зависят от многих факторов: от свойств материала, из которого изготовлены соприкасающиеся элементы кинематических пар, от чистоты обработки поверхностей, от наличия смазки и свойств смазочного материала, наконец, от величины относительной скорости и относительной угловой скорости звеньев. В механике машин значения этих коэффициентов предполагаются заданными и постоянными.
Формулы (5.1) и (5.2) становятся неприменимыми,если скорость скольжения в точке контакта и относительная угловая скорость равны нулю, суммарные силы и моменты сил трения в
кинематической паре могут быть определены из условий равновесия звеньев.
F = P, MК = Pּr. (5.4)
Нарушение состояния покоя (качение): (5.5)
где k – коэффициент трения качения, то начнется качение цилиндра по плоскости без скольжения. Скольжение начинается при нарушении условия , (5.6), где fn – коэффициент трения покоя, обычно несколько превышающий величину коэффициента трения скольжения f.
Отметим попутно, что возникновение момента MK связано с деформацией цилиндра и плоскости в зоне контакта (см. рис.5.2, б) и появлением несимметрии в распределении нормальных сил, которая
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.