расчетной цены увеличился, а под влиянием изменения структуры перевозок уменьшился.
4 Анализ эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок
Расходы на перевозки (Е) складываются под влиянием большого числа факторов. Причем одни факторы являются для отделения дороги внешними, не зависящими от работников, а другие, наоборот, зависят от качества работы коллектива, его усилий, направленных на повышение эффективности производства. Поэтому правильно судить о расходовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов можно только после анализа влияния отдельных факторов на расходы и обобщения его результатов.
Расходы определяются в таблице 4.1
Таблица 4.1 – Определение плановых расходов
№ |
Виды расходов |
% общей суммы расходов |
Плановые расходы |
Отчетные расходы |
1 |
Расходы, зависящие от объема перевозок, из них: |
51,2 |
998034,944 |
1002662,400 |
1.1 |
По грузовым перевозкам, в т.ч. по типам тяги |
38 |
740729,060 |
744163,500 |
Электровозная |
15 |
292393,050 |
293748,750 |
|
Тепловозная |
11 |
214421,570 |
215415,750 |
|
Общие для всех типов тяги |
12 |
233914,440 |
234999,000 |
|
1.2 |
По пассажирским перевозкам, в т.ч. по типам тяги |
13,2 |
257305,884 |
258498,900 |
Электровозная |
9,6 |
187131,552 |
187999,200 |
|
Тепловозная |
0,5 |
9746,435 |
9791,625 |
|
Моторвагонный ПС |
1,6 |
31188,592 |
31333,200 |
|
Общие для всех типов тяги |
1,5 |
29239,305 |
29374,875 |
|
2 |
Расходы, не зависящие от объема перевозок, из них: |
48,8 |
951252,056 |
955662,600 |
3 |
Всего расходов по перевозкам |
100 |
1949287,000 |
1958325,000 |
Графическая схема взаимосвязи расходов с факторами, определяющими его величину, представлена на рисунке 4.1.
где yi – структура перевозок по видам;
Н – населенность пассажирского вагона;
yтi – структура перевозок по типам тяги;
DК – изменение качества использования подвижного состава;
DРЦi – изменение цены.
В таблице 4.2 способом корректировок рассчитывается влияние на эксплуатационные расходы таких факторов, как объем перевозок, структура перевозок по их видам и типам тяги, качественные показатели использования подвижного состава, населенность пассажирских вагонов, удельные затраты трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо, электроэнергию.
Таблица 4.2. – Анализ выполнения плана расходов
Виды расходов |
План |
План расходов, скорректированный на выполнение плана по |
Отчет |
|||||
Приведенным т-км |
План «зависящих расходов», скорректированный на выполнение плана по |
|||||||
Приведенным т-км |
То же отдельно по видам перевозок |
|||||||
Эксплуат. т-км, п-км |
Эксплуат. т-км, в-км пассажирских вагонов |
Эксплуат. т-км, в-км пас. по типам тяги |
Пробегам подвижного состава |
|||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
I. Зависящие расходы, всего (стр.1+стр.2) |
998034,944 |
1005644,321 |
1005644,321 |
1000813,56 |
1000813,56 |
999642,5036 |
783268 |
1002662,400 |
1. Грузовые перевозки, всего в т.ч. |
740729,060 |
746849,311 |
746849,311 |
746345,9233 |
744163,500 |
|||
Электротяга |
292393,050 |
294147,4083 |
293748,750 |
|||||
Теплотяга |
214421,570 |
216351,3641 |
215415,750 |
|||||
Общие для всех видов |
233914,440 |
235847,1508 |
234999,000 |
|||||
2. Пассажирские перевозки, всего, в т.ч. |
257305,884 |
253964,2491 |
253964,2491 |
253296,5804 |
258498,900 |
|||
Электротяга |
187131,552 |
184698,8418 |
187999,200 |
|||||
Мотор-вагонная тяга |
31188,592 |
30284,12283 |
31333,200 |
|||||
Теплотяга |
9746,435 |
9454,04195 |
9791,625 |
|||||
Общие для всех видов |
29239,305 |
28859,57377 |
29374,875 |
|||||
II. Независящие расходы |
951252,056 |
958504,7431 |
951252,056 |
951252,056 |
951252,056 |
951252,056 |
951252,056 |
955662,600 |
Всего расходов (I+II) |
1949287,000 |
1964149,064 |
1956896,377 |
1952065,616 |
1952065,616 |
1950894,560 |
1734520,056 |
1958325,000 |
В таблице 4.3 оценивается влияние на расходы и себестоимость перевозок отдельных факторов.
;
;
;
где Спл10 себестоимость 10 приведенных тонно-км определяется
;
Таблица 4.3 – Последовательность оценки влияния на расходы и себестоимость перевозок отдельных факторов
№ |
Наименование факторов |
Порядок расчета по т. 4.2 |
Влияние факторов на |
||||
Расходы |
Себестоимость |
||||||
Изменение, млн. руб |
В % |
Изменение, млн. руб |
В % |
||||
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Объем перевозок (без учета изменения себестоимости по этому фактору) |
гр.1-гр.2 |
-14862,064 |
-0,762 |
-0,290 |
-0,076 |
|
2 |
Себестоимость перевозок, в т.ч. |
гр.2-гр.8 |
5824,064 |
0,299 |
0,114 |
0,030 |
|
2.1 |
Влияние объема перевозок |
гр.2-гр.3 |
7252,687 |
0,372 |
0,141 |
0,037 |
|
2.2 |
Влияние структуры перевозок по их видам |
гр.3-гр.4 |
4830,761 |
0,248 |
0,094 |
0,025 |
|
2.3 |
Населенность пасс. вагона |
гр.4-гр.5 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
0,000 |
|
2.4 |
Влияние структуры перевозок по типам тяги |
гр.5-гр.6 |
1171,056 |
0,060 |
0,023 |
0,006 |
|
2.5 |
Изменение качества использования подвижного состава |
гр.6-гр.7 |
216374,504 |
11,100 |
4,219 |
1,110 |
|
2.6 |
Изменение цен и отклонений от плановых норм затрат |
гр.7-гр.8 |
-223804,944 |
-11,481 |
-4,364 |
-1,148 |
|
3 |
Изменение расходов ВСЕГО |
гр.1-гр.8 |
-9038,000 |
-0,464 |
-0,176 |
-0,046 |
|
Проверка |
п.3=п.1+п.2 |
-9038,000 |
-0,464 |
-0,176 |
-0,046 |
||
п.2=п.п.(2.1+2.2+2.3+2.4+2.5+2.6) |
5824,064 |
0,299 |
0,114 |
0,030 |
|||
+Вывод. По данным таблицы 4.3 видно, что наибольшее влияние на расходы в сторону их увеличения оказывает «Изменение качества использования подвижного состава», в сторону уменьшения – «Изменение цен и отклонений от плановых норм затрат». В целом по НОД расходы уменьшились на 0,464 %. Наибольшее влияние на себестоимость в сторону ее увеличения оказывает «Изменение качества использования подвижного состава», в сторону уменьшения – «Изменение цен и отклонений от плановых норм затрат».
5. Анализ прибыли
Важным фактором образования прибыли являются доходы, получаемые отделением дороги за выполненные грузовые и пассажирские перевозки, а также от подсобно-вспомогательной и прочей деятельности и экономии от сокращения расходов.
Полную оценку причин изменения прибыли отделения дороги по перевозкам можно получить путем изучения всех отклонений доходов и расходов от влияния факторов, рассмотренных в разделах 3 и 4.
Графическая схема взаимосвязи прибыли с факторами, определяющими его величину, представлена на рисунке 5.1.
Анализ выполнения плана прибыли отделения дороги производится в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Анализ выполнения плана прибыли отделения дороги, млн. руб.
№ |
Вид деятельности |
План |
Отчет |
Отклонение |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1 |
Доходы от перевозок |
2317285,590 |
2332460,850 |
15175,260 |
2 |
Расходы от перевозок |
1949287,000 |
1958325,000 |
9038,000 |
3 |
Прибыль от перевозок (стр.1-стр.2) |
367998,590 |
374135,850 |
6137,260 |
4 |
Доходы от ПВД |
100000,000 |
110000,000 |
10000,000 |
5 |
Расходы от ПВД |
87000,000 |
95700,000 |
8700,000 |
6 |
Прибыль от ПВД (стр.4-стр.5) |
13000,000 |
14300,000 |
1300,000 |
7 |
Местные доходы |
264,000 |
270,000 |
6,000 |
8 |
Местные расходы |
43,000 |
45,000 |
2,000 |
9 |
Прибыль (стр.7-стр.8) |
221,000 |
225,000 |
4,000 |
10 |
Всего прибыли (стр.3+стр.6+стр.9) |
381219,590 |
388660,850 |
7441,260 |
Расчет полной оценки причин изменения прибыли по перевозкам определяется в таблице 5.2.
Таблица 5.2 – Анализ прибыли от перевозок, млн. руб.
Показатели |
План |
Отчет |
Отклонение от плана |
В т.ч. за счет изменения |
|||||||||
Объема перевозок |
Ср. расчетной цены |
Себестоимости |
|||||||||||
Всего |
В т.ч. |
Изменение себестоимости всего |
По факторам измен. объема перевозок |
По качественным факторам |
|||||||||
Расчет цен по видам перевозок |
Структурные изменения |
Структурные изменения по видам перевозок |
Структурные изменения по типам тяги |
Качественные изменения |
Удельных норм цен |
||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8а |
9 |
10 |
11 |
12 |
Доходы от перевозок |
2317285,590 |
2332460,850 |
15175,260 |
17667,817 |
-2492,557 |
-2294,912 |
-197,646 |
||||||
Расходы по перевозкам |
1949287,000 |
1958325,000 |
-9038,000 |
-14862,064 |
5824,064 |
7252,687 |
4830,761 |
1171,056 |
216374,504 |
-223804,944 |
|||
Прибыль по перевозкам |
367998,590 |
374135,850 |
24213,260 |
32529,881 |
-2492,557 |
-2294,912 |
-197,646 |
-5824,064 |
-7252,687 |
-4830,761 |
-1171,056 |
-216374,504 |
223804,944 |
В заключение выполняется анализ интенсивности использования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.