Программа специальной дисциплины "Администрирование информационных систем"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Профиль подготовки: Информационно-измерительные и управляющие системы

в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):

- проектно-конструкторской

- проектно-технологической;

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

1.2. Требования к профессиональной подготовке выпусника.

Выпускник по направлению подготовки  «Информатика и вычислительная техника» (профиль подготовки - Информационно-измерительные и управляющие системы) должен обладать следующими компетенциями (ФГОС и ПСК):

Содержание подготовки:

Компетенция по ФГОС и ПСК

Осваивать методики  использования программных средств для решения практических задач

ПК-2

Участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов

ПК-9

Сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем

ПК-10

Инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем

ПК-11

Способен выбирать технологический маршрут проектирования и инструментальные средства

ПСК-3

Способен собирать и анализировать существующие решения аналогичных задач

ПСК-6

Способен использовать сетевые средства планирования, мониторинга и учета рабочего процесса, умеет  разрабатывать планы и графики работ

ПСК-25

2. Особенности построения курса

2.1. Основные принципы.

Особенность (принцип)

Пояснение

Основание для введения курса

Стандарт направления


Адресат курса

Студенты специальности 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

Главная цель курса

-  ознакомление с принципами работы систем администрирования и управления в информационных системах, изучение их программной структуры, функций, специальных и общей процедур административного управления;

-  подготовить студентов к самостоятельному решению задач администрирования ИС, возникающих в реальных условиях.

Ядро курса

Базовые понятия и задачи администрирования (установка, конфигурирование, сопровождение, безопасность) инвариантно к объектам администрирования.

Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения  курса

Курс в большой степени основывается на материале, преподаваемом в дисциплинах «Автоматизированные информационные системы», «Базы данных», «Компьютерные сети», «Программное обеспечение компьютерных сетей», «Операционные системы и среды», поэтому минимальным требованием к освоению курса является удовлетворительное владение материалом соответствующих дисциплин (см. раздел «Межпредметные связи»).

Уровень требований по сравнению со Стандартом

Серьезные ограничения по времени вынуждают так же снижать требования к освоению практической и теоретической части курса студентами. Так, требования к некоторым практическим навыкам снижены от «уметь» до «знать», о ряде неключевых теоретических понятий требуется «иметь представление».

Объем в часах курса

Общий объём 58 часов, из них 19 часов отводится на лекции, 19 часов на лабораторные работы и 20 часов на самостоятельную работу студентов.

2.2. Межпредметные связи.

Предмет

Требования к уровню освоения.

Автоматизированные информационные системы

Знать

-  основные понятия АИС;

-  основные компоненты, используемые при построении АИС;

-  структурные подразделения, осуществляющие управление работой АИС;

-  общие методы создания и сопровождения АИС.

Программное обеспечение компьютерных сетей

Понимать

базовые принципы работы в компьютерных сетях

Знать

-  основные характеристики сетевых протоколов;

-  характеристики и особенности работы модели клиент-сервер;

-  основные утилиты работы с сетью.

Уметь

-  разрабатывать приложения, использующие интерфейс Winsock;

-  использовать основные сетевые утилиты Windows NT.

Иметь представление

об общешлюзовом интерфейсе CGI.

Базы данных

Знать

-  основные понятия баз данных;

-  проблемы проектирования баз данных;

-  основы языка SQL.

Уметь

-  проектировать  схемы  баз  данных;

-  создавать и отлаживать хранимые процедуры и триггеры.

Операционные системы и среды

Понимать

-  назначение  ОС,  их основные функции;

-  состав и структуру модулей ОС;

-  роль и назначение сетевых и распределенных ОС;

-  назначение  и роль сетевых служб;

-  роль и алгоритмы функционирования систем защиты и безопасности в современных   локальных и глобальных сетях;

-  роль и цель использования OC Windows.

Уметь

-  устанавливать ОС на персональный компьютер различными способами;

-  использовать различные средства ОС согласно их предназначениям.

Знать

структуру и механизмы современных ОС.

3. Цели и задачи дисциплины (курса)

Дисциплина (курс) «Администрирование информационных систем» имеет своей целью:

  1. ознакомление с принципами работы систем администрирования и управления в информационных системах, изучение их программной структуры, функций, специальных и общей процедур административного управления;
  2. подготовить студентов к самостоятельному решению задач администрирования ИС, возникающих в реальных условиях.

Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

-  определение места изучаемых процессов и аппаратуры среди других технических систем;

-  построении изучаемых систем в различной предметной области;

-  оценка характеристик различных систем администрирования;

-  самостоятельное решение студентами типичных задач администрирования различных видов ИС.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Номер цели

Содержание цели

Знать

1

принципы построения систем администрирования и управления;

2

Программную структуру систем администрирования и управления;

3

протоколы и службы, используемые в системах адимнистрирования и управления;

4

современные методы и средства разработки таких систем;

Уметь

5

эксплуатировать и осуществлять сопровождение информационных систем;

6

инсталлировать информационные системы;

7

осуществлять оперативное управление и регламентационные работы;

8

сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем;

9

собирать и анализировать существующие решения аналогичных задач;

10

использовать сетевые средства планирования, мониторинга и учета рабочего процесса, умеет  разрабатывать планы и графики работ

4. Содержание и структура курса

4.1. Тематический план курса.

раздела

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(часов), в том числе

Самостоятельная работа (часов)

Лекции

Лаб. работы

1

Введение в предмет.

2

2

0

0

2

Администрирование компьютерных сетей.

2.1

Оперативное управление и регламентационные работы в сетях.

9

3

3

3

2.2

Адресация в сетях на основе Windows NT. Настройка серверов имён.

7

2

5

0

3

Администрирование операционных систем

3.1

Настройка и сопровождение сетевых ОС.

15

2

6

7

3.2

Безопасность ОС.

2

2

0

0

4

Администрирование баз данных

4.1

Информационные системы и базы данных

16

3

6

7

4.2

Резервное копирование данных

5

3

2

0

5

Администрирование Web-серверов.

2

2

0

3

ИТОГО:

58

19

19

20

4.2. Учебна деятельность.

Раздел и тема

Содержание.

Учебная деятельность

Объем часов

Цели

Раздел 1.

Введение в предмет.

Тема 1.

1. Основные понятия администрирования ИС

2. Объекты администрирования.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

2

1

Раздел 2.

Администрирование компьютерных сетей.

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

1.Системы управления сетью.

2. System Management

3. Протоколы систем управления

4. Встроенные средства мониторинга и анализа сетей

5. Анализаторы протоколов

6. Оборудование для диагностики и сертификации кабельных систем.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

3

1,2,7

Лабораторные работы

1. Средства Windows NT диагностики сети

Выполняют поставленные препоавателем задачи по сбору данных о сети, используя стандартные утилиты Windows NT.

1

2, 3, 7, 10

2. Снифферы и анализаторы протоколов.

Рассматривают работу существующих решений, осуществляют разбор сетевого протокола на выбор, реализуют собственный анализатор протокола.

2

2, 3, 4, 10

Самостоятельная работа студента

Создание анализатора протокола.

3

2, 3, 4

Тема 2.2.

Содержание учебного материала

1. Серверы DHCP

2. Серверы DNS

3. Служба WINS

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

2

3, 5

Лабораторные работы

3. Настройка серверов DHCP и DNS

Изучают средства конфигурирования серверов DHCP и DNS, применяют полученные знания.

2

3, 5

Раздел 3.

Администрирование операционных систем.

Тема 3.1.

Содержание учебного материала

1.Сетевые операционные системы

2. Нулевое администрирование

3. Управление конфигурацией ОС (на примере систем семейства Windows NT)

4. Системные и сетевые утилиты в составе Windows NT.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

2

1, 2, 10

Лабораторные работы

4. Работа с Microsoft Management Console.

Изучение расположения управляющих файлов Windows NT. Создание своего набора параметров консоли согласно поставленной задаче.

2

1, 2, 5

5. Другие средства конфигурации Windows NT.

Работают с командной строкой и справочной системой Windows NT.

2

1, 2, 5

6. Решение задачи автоматизации управления в ОС Windows NT.

Создают скрипты для WSH (Windows Scripting Host)

2

2, 4, 7

Самостоятельная работа

Создание скриптов.

7

2, 4, 7

Тема 3.2.

Содержание учебного материала

1. Общие понятия безопасности ОС.

2. Система безопасности Windows NT.

3. Защита в операционной системе UNIX.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

2

1, 2, 3, 4

Раздел 4.

Администрирование баз данных

Тема 4.1.

Содержание учебного материала

1. Системы управления базами данных

2. Общие вопросы администрирования БД

3. Аудит баз данных.

4. Безопасность баз данных.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

3

1, 2, 5

Лабораторные работы.

7. Инсталляция СУБД Oracle в сети на основе Windows Server

Устанвливают и конфигурируют СУБД Oracle 9i в подготовленной сети.

2

2, 3, 6, 8

8. Средства и функции СУБД Oracle.

Изучают средства администрирования СУБД Oracle 9i.

2

2, 4, 8

9. Средства и функции СУБД Microsoft SQL Server

Изучают средства администрирования MS SQL Server 2005 Express Editio

2

2, 4, 8

Самостоятельная работа студентов

Подготовка к выполнению лабораторных работ. Выполнение реферата.

7

9

Тема 4.2.

Содержание учебного материала

1. Введение в резервное копирование данных

2. Резервируемые объекты

3. Формы резервных копий

4. Существующие решения.

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

3

5, 7, 8, 9

Лабораторные работы

10. Средства резервного копирования данных.

Решение задач по резервному копированию данных БД, а так же системных данных ОС.

2

5, 7

Раздел 5.

Администрирование Web-серверов.

Тема 5.1.

Содержание учебного материала

1. Обзор существующих решений для Web-серверов.

1. Сервер IIS

2. Сервер Apache

Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение.

2

4, 8

Самостоятельная работа

Изучение материалов по web-серверам. Повторение.

3

1, 2, 4

Всего часов

58


4.3. Структура курса.


5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (курса)

5.1.  Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

1.  Понятие информационной системы. Основные определения.

2.  Администрирование: функции, субъекты, объекты. Техническое обслуживание ИС.

3.  Классификация средств мониторинга и анализа сетей. Системы управления сетью.

4.  Средства управления системой (System Management).

5.  Средства мониторинга, анализа и управления сетью.

6.  Анализаторы протоколов.

7.  Понятие сетевой операционной системы. Нулевое администрирование.

8.  Dynamic Host Configuration Protocol.

9.  Система безопасности Windows NT.

10.  Kerberos.

11.  Администрирование web-серверов.

12.  Резервное копирование данных.

13.  Служба Upnp.

5.2. Основная литература

1.  Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы/ В.Г.Олифер, Н.А. Олифер.- СПб.: Изд-во "Питер", 2005.- 864 с.

2.  Компьютерные сети. 4-е изд. / Э.Таненбаум – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

3.  Попов А. В. Командные файлы и сценарии Windows Script Host. — СПб. БХВ-Петербург, 2002. - 320 с

4.  Хоккинс, Скотт. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. : Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 336 с.

5.  Глушаков С. В., Третьяков Ю. В., Головаш О. А. Администрирование Oracle 9i — Харьков: Фолио, 2003. — 695 с

6.  Спилман Дж., Хадсон К., Крафт М. Планирование, внедрение и поддержка инфраструктуры Active Directory Microsoft Windows Server 2003. Учебный курс Microsoft / Пер. с англ. – М.: «Русская редкция», СПб.: «Питер», 2006. – 656 с.

7.  Intuit.ru: Учебный курс - Администрирование сетей Microsoft Windows XP Professional. Адрес в Интернет: http://www.intuit.ru/department/os/winadmin/

8.  Риордан Р.М. Программирование в Microsoft SQL Server 2000. Адрес в Интернет: http://www.intuit.ru/department/database/prmssql2000/

9.  Безмалый А. Управление корпоративной сетью и SMS 2003. Itc.ua, 2006. Адрес в Интернет: http://itc.ua/node/23565

10.  Безбогов А.А. Безопасность операционных систем : учебное пособие / А.А. Безбогов, А.В. Яковлев, Ю.Ф. Мартемьянов. – М.: "Издательство Машиностроение-1", 2007. – 220 с.

5.3. Дополнительная литература

1.  Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. – СПб.: Питер, 2005. – 539с.

2.  Таненбаум Э. Современные операционные системы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 1038с.

3.  Столлингс В. Операционные системы. 4-е издание. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 848 с.

4.  Айвенс К. Microsoft Windows Server 2003. Полное руководство: справочник профессионала. – М.: Издательство «СП ЭКОМ», 2004. – 896 с.

5.  Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. 8-е изд./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 1328 с.

6.  Немет Э. и др. UNIX. Руководство системного администратора. Для профессионалов. – СПб.: «Питер», 2007 – 928 с.

7.  Холме Д. Эффективное администрирование. Ресурсы Windows Server 2008, Windows Vista, Windows XP, Windows Server 2003. – СПб.: BHV-СПб, 2009. – 768 с.

5.4. Программное и коммуникационное обеспечение.

Для успешного освоения материала, практические занятия необходимо прводтить в компьютерном классе, оборудованном компьютерами с предустановленной ОС Windows XP, объединенными в сеть на основе Windows Server 2000 или старше.

Иное программное обеспечение:

  • СУБД Oracle (учебная версия), Microsoft SQL Server 2000 или старше

Похожие материалы

Информация о работе