Профиль подготовки: Информационно-измерительные и управляющие системы
в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
- проектно-конструкторской
- проектно-технологической;
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).
1.2. Требования к профессиональной подготовке выпусника.
Выпускник по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника» (профиль подготовки - Информационно-измерительные и управляющие системы) должен обладать следующими компетенциями (ФГОС и ПСК):
| Содержание подготовки: | Компетенция по ФГОС и ПСК | 
| Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач | ПК-2 | 
| Участвовать в настройке и наладке программно-аппаратных комплексов | ПК-9 | 
| Сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем | ПК-10 | 
| Инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем | ПК-11 | 
| Способен выбирать технологический маршрут проектирования и инструментальные средства | ПСК-3 | 
| Способен собирать и анализировать существующие решения аналогичных задач | ПСК-6 | 
| Способен использовать сетевые средства планирования, мониторинга и учета рабочего процесса, умеет разрабатывать планы и графики работ | ПСК-25 | 
2.1. Основные принципы.
| Особенность (принцип) | Пояснение | 
| Основание для введения курса | Стандарт направления | 
| Адресат курса | Студенты специальности 230100.62 «Информатика и вычислительная техника». | 
| Главная цель курса | - ознакомление с принципами работы систем администрирования и управления в информационных системах, изучение их программной структуры, функций, специальных и общей процедур административного управления; - подготовить студентов к самостоятельному решению задач администрирования ИС, возникающих в реальных условиях. | 
| Ядро курса | Базовые понятия и задачи администрирования (установка, конфигурирование, сопровождение, безопасность) инвариантно к объектам администрирования. | 
| Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса | Курс в большой степени основывается на материале, преподаваемом в дисциплинах «Автоматизированные информационные системы», «Базы данных», «Компьютерные сети», «Программное обеспечение компьютерных сетей», «Операционные системы и среды», поэтому минимальным требованием к освоению курса является удовлетворительное владение материалом соответствующих дисциплин (см. раздел «Межпредметные связи»). | 
| Уровень требований по сравнению со Стандартом | Серьезные ограничения по времени вынуждают так же снижать требования к освоению практической и теоретической части курса студентами. Так, требования к некоторым практическим навыкам снижены от «уметь» до «знать», о ряде неключевых теоретических понятий требуется «иметь представление». | 
| Объем в часах курса | Общий объём 58 часов, из них 19 часов отводится на лекции, 19 часов на лабораторные работы и 20 часов на самостоятельную работу студентов. | 
2.2. Межпредметные связи.
| Предмет | Требования к уровню освоения. | 
| Автоматизированные информационные системы | Знать | 
| - основные понятия АИС; - основные компоненты, используемые при построении АИС; - структурные подразделения, осуществляющие управление работой АИС; - общие методы создания и сопровождения АИС. | |
| Программное обеспечение компьютерных сетей | Понимать | 
| базовые принципы работы в компьютерных сетях | |
| Знать | |
| - основные характеристики сетевых протоколов; - характеристики и особенности работы модели клиент-сервер; - основные утилиты работы с сетью. | |
| Уметь | |
| - разрабатывать приложения, использующие интерфейс Winsock; - использовать основные сетевые утилиты Windows NT. | |
| Иметь представление | |
| об общешлюзовом интерфейсе CGI. | |
| Базы данных | Знать | 
| - основные понятия баз данных; - проблемы проектирования баз данных; - основы языка SQL. | |
| Уметь | |
| - проектировать схемы баз данных; - создавать и отлаживать хранимые процедуры и триггеры. | |
| Операционные системы и среды | Понимать | 
| - назначение ОС, их основные функции; - состав и структуру модулей ОС; - роль и назначение сетевых и распределенных ОС; - назначение и роль сетевых служб; - роль и алгоритмы функционирования систем защиты и безопасности в современных локальных и глобальных сетях; - роль и цель использования OC Windows. | |
| Уметь | |
| - устанавливать ОС на персональный компьютер различными способами; - использовать различные средства ОС согласно их предназначениям. | |
| Знать | |
| структуру и механизмы современных ОС. | 
Дисциплина (курс) «Администрирование информационных систем» имеет своей целью:
Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:
- определение места изучаемых процессов и аппаратуры среди других технических систем;
- построении изучаемых систем в различной предметной области;
- оценка характеристик различных систем администрирования;
- самостоятельное решение студентами типичных задач администрирования различных видов ИС.
В результате освоения дисциплины студент должен:
| Номер цели | Содержание цели | 
| Знать | |
| 1 | принципы построения систем администрирования и управления; | 
| 2 | Программную структуру систем администрирования и управления; | 
| 3 | протоколы и службы, используемые в системах адимнистрирования и управления; | 
| 4 | современные методы и средства разработки таких систем; | 
| Уметь | |
| 5 | эксплуатировать и осуществлять сопровождение информационных систем; | 
| 6 | инсталлировать информационные системы; | 
| 7 | осуществлять оперативное управление и регламентационные работы; | 
| 8 | сопрягать аппаратные и программные средства в составе информационных и автоматизированных систем; | 
| 9 | собирать и анализировать существующие решения аналогичных задач; | 
| 10 | использовать сетевые средства планирования, мониторинга и учета рабочего процесса, умеет разрабатывать планы и графики работ | 
4.1. Тематический план курса.
| № раздела | Наименование тем и разделов | ВСЕГО (часов) | Аудиторные занятия (часов), в том числе | Самостоятельная работа (часов) | |
| Лекции | Лаб. работы | ||||
| 1 | Введение в предмет. | 2 | 2 | 0 | 0 | 
| 2 | Администрирование компьютерных сетей. | ||||
| 2.1 | Оперативное управление и регламентационные работы в сетях. | 9 | 3 | 3 | 3 | 
| 2.2 | Адресация в сетях на основе Windows NT. Настройка серверов имён. | 7 | 2 | 5 | 0 | 
| 3 | Администрирование операционных систем | ||||
| 3.1 | Настройка и сопровождение сетевых ОС. | 15 | 2 | 6 | 7 | 
| 3.2 | Безопасность ОС. | 2 | 2 | 0 | 0 | 
| 4 | Администрирование баз данных | ||||
| 4.1 | Информационные системы и базы данных | 16 | 3 | 6 | 7 | 
| 4.2 | Резервное копирование данных | 5 | 3 | 2 | 0 | 
| 5 | Администрирование Web-серверов. | 2 | 2 | 0 | 3 | 
| ИТОГО: | 58 | 19 | 19 | 20 | |
4.2. Учебна деятельность.
| Раздел и тема | Содержание. | Учебная деятельность | Объем часов | Цели | 
| Раздел 1. | Введение в предмет. | |||
| Тема 1. | 1. Основные понятия администрирования ИС 2. Объекты администрирования. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 2 | 1 | 
| Раздел 2. | Администрирование компьютерных сетей. | |||
| Тема 2.1. | Содержание учебного материала 1.Системы управления сетью. 2. System Management 3. Протоколы систем управления 4. Встроенные средства мониторинга и анализа сетей 5. Анализаторы протоколов 6. Оборудование для диагностики и сертификации кабельных систем. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 3 | 1,2,7 | 
| Лабораторные работы 1. Средства Windows NT диагностики сети | Выполняют поставленные препоавателем задачи по сбору данных о сети, используя стандартные утилиты Windows NT. | 1 | 2, 3, 7, 10 | |
| 2. Снифферы и анализаторы протоколов. | Рассматривают работу существующих решений, осуществляют разбор сетевого протокола на выбор, реализуют собственный анализатор протокола. | 2 | 2, 3, 4, 10 | |
| Самостоятельная работа студента | Создание анализатора протокола. | 3 | 2, 3, 4 | |
| Тема 2.2. | Содержание учебного материала 1. Серверы DHCP 2. Серверы DNS 3. Служба WINS | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 2 | 3, 5 | 
| Лабораторные работы 3. Настройка серверов DHCP и DNS | Изучают средства конфигурирования серверов DHCP и DNS, применяют полученные знания. | 2 | 3, 5 | |
| Раздел 3. | Администрирование операционных систем. | |||
| Тема 3.1. | Содержание учебного материала 1.Сетевые операционные системы 2. Нулевое администрирование 3. Управление конфигурацией ОС (на примере систем семейства Windows NT) 4. Системные и сетевые утилиты в составе Windows NT. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 2 | 1, 2, 10 | 
| Лабораторные работы 4. Работа с Microsoft Management Console. | Изучение расположения управляющих файлов Windows NT. Создание своего набора параметров консоли согласно поставленной задаче. | 2 | 1, 2, 5 | |
| 5. Другие средства конфигурации Windows NT. | Работают с командной строкой и справочной системой Windows NT. | 2 | 1, 2, 5 | |
| 6. Решение задачи автоматизации управления в ОС Windows NT. | Создают скрипты для WSH (Windows Scripting Host) | 2 | 2, 4, 7 | |
| Самостоятельная работа | Создание скриптов. | 7 | 2, 4, 7 | |
| Тема 3.2. | Содержание учебного материала 1. Общие понятия безопасности ОС. 2. Система безопасности Windows NT. 3. Защита в операционной системе UNIX. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 2 | 1, 2, 3, 4 | 
| Раздел 4. | Администрирование баз данных | |||
| Тема 4.1. | Содержание учебного материала 1. Системы управления базами данных 2. Общие вопросы администрирования БД 3. Аудит баз данных. 4. Безопасность баз данных. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 3 | 1, 2, 5 | 
| Лабораторные работы. 7. Инсталляция СУБД Oracle в сети на основе Windows Server | Устанвливают и конфигурируют СУБД Oracle 9i в подготовленной сети. | 2 | 2, 3, 6, 8 | |
| 8. Средства и функции СУБД Oracle. | Изучают средства администрирования СУБД Oracle 9i. | 2 | 2, 4, 8 | |
| 9. Средства и функции СУБД Microsoft SQL Server | Изучают средства администрирования MS SQL Server 2005 Express Editio | 2 | 2, 4, 8 | |
| Самостоятельная работа студентов | Подготовка к выполнению лабораторных работ. Выполнение реферата. | 7 | 9 | |
| Тема 4.2. | Содержание учебного материала 1. Введение в резервное копирование данных 2. Резервируемые объекты 3. Формы резервных копий 4. Существующие решения. | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 3 | 5, 7, 8, 9 | 
| Лабораторные работы 10. Средства резервного копирования данных. | Решение задач по резервному копированию данных БД, а так же системных данных ОС. | 2 | 5, 7 | |
| Раздел 5. | Администрирование Web-серверов. | |||
| Тема 5.1. | Содержание учебного материала 1. Обзор существующих решений для Web-серверов. 1. Сервер IIS 2. Сервер Apache | Прослушивание материала, конспектирование, обсуждение. | 2 | 4, 8 | 
| Самостоятельная работа | Изучение материалов по web-серверам. Повторение. | 3 | 1, 2, 4 | |
| Всего часов | 58 | |||
4.3. Структура курса.

5.1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
1. Понятие информационной системы. Основные определения.
2. Администрирование: функции, субъекты, объекты. Техническое обслуживание ИС.
3. Классификация средств мониторинга и анализа сетей. Системы управления сетью.
4. Средства управления системой (System Management).
5. Средства мониторинга, анализа и управления сетью.
6. Анализаторы протоколов.
7. Понятие сетевой операционной системы. Нулевое администрирование.
8. Dynamic Host Configuration Protocol.
9. Система безопасности Windows NT.
10. Kerberos.
11. Администрирование web-серверов.
12. Резервное копирование данных.
13. Служба Upnp.
5.2. Основная литература
1. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы/ В.Г.Олифер, Н.А. Олифер.- СПб.: Изд-во "Питер", 2005.- 864 с.
2. Компьютерные сети. 4-е изд. / Э.Таненбаум – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
3. Попов А. В. Командные файлы и сценарии Windows Script Host. — СПб. БХВ-Петербург, 2002. - 320 с
4. Хоккинс, Скотт. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. : Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 336 с.
5. Глушаков С. В., Третьяков Ю. В., Головаш О. А. Администрирование Oracle 9i — Харьков: Фолио, 2003. — 695 с
6. Спилман Дж., Хадсон К., Крафт М. Планирование, внедрение и поддержка инфраструктуры Active Directory Microsoft Windows Server 2003. Учебный курс Microsoft / Пер. с англ. – М.: «Русская редкция», СПб.: «Питер», 2006. – 656 с.
7. Intuit.ru: Учебный курс - Администрирование сетей Microsoft Windows XP Professional. Адрес в Интернет: http://www.intuit.ru/department/os/winadmin/
8. Риордан Р.М. Программирование в Microsoft SQL Server 2000. Адрес в Интернет: http://www.intuit.ru/department/database/prmssql2000/
9. Безмалый А. Управление корпоративной сетью и SMS 2003. Itc.ua, 2006. Адрес в Интернет: http://itc.ua/node/23565
10. Безбогов А.А. Безопасность операционных систем : учебное пособие / А.А. Безбогов, А.В. Яковлев, Ю.Ф. Мартемьянов. – М.: "Издательство Машиностроение-1", 2007. – 220 с.
5.3. Дополнительная литература
1. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. – СПб.: Питер, 2005. – 539с.
2. Таненбаум Э. Современные операционные системы. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 1038с.
3. Столлингс В. Операционные системы. 4-е издание. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 848 с.
4. Айвенс К. Microsoft Windows Server 2003. Полное руководство: справочник профессионала. – М.: Издательство «СП ЭКОМ», 2004. – 896 с.
5. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных. 8-е изд./ Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 1328 с.
6. Немет Э. и др. UNIX. Руководство системного администратора. Для профессионалов. – СПб.: «Питер», 2007 – 928 с.
7. Холме Д. Эффективное администрирование. Ресурсы Windows Server 2008, Windows Vista, Windows XP, Windows Server 2003. – СПб.: BHV-СПб, 2009. – 768 с.
5.4. Программное и коммуникационное обеспечение.
Для успешного освоения материала, практические занятия необходимо прводтить в компьютерном классе, оборудованном компьютерами с предустановленной ОС Windows XP, объединенными в сеть на основе Windows Server 2000 или старше.
Иное программное обеспечение:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.