Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии: Методическая разработка для проведения занятия по пропедевтике внутренних болезней

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

  Обсуждено на заседании  кафедры пропедевтики внутренних болезней

   «____»  __________________ 2007

   Протокол № __________

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

для проведения занятия со студентами

III курса

по пропедевтике внутренних болезней

Тема: Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии.

Время: 3 часа

1.  Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы

1.1. Цель занятия

Научиться методике аускультации сердца, измерению артериального давления.

1.2. Мотивация для усвоения темы

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются основной причиной смерти в развитых странах. В России в 2000г. более половины умерших (55,3%) скончались от сердечно-сосудистых заболеваний, прежде всего от ИБС. Также болезни сердечно-сосудистой системы часто приводят к снижению работоспособности больных, требуют дорогостоящего обследования и лекарственной терапии. Метод обследования сердца – аускультация – несмотря на давность его применения  (почти 200 летняя история этого метода исследования), абсолютно не утратил своего значения, является доступным, безопасным и высоко информативным, играет первостепенное значение в клинической диагностике большинства заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  Симптом повышенного артериального давления (артериальная гипертония) является одним из наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы во всем мире. По данным эпидемиологического исследования Центра профилактической медицины России распространенность артериальной гипертонии составляет 41,1% среди женщин, 39,2% - среди мужчин (1993). Умение правильного измерения артериального давления и интерпретации результатов обследования является основополагающим в своевременной диагностике данного заболевания.

1.3. Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать.                                                                    

1.  Внутрисердечную гемодинамику, фазовую структуру сердечного цикла.

2.  Механизм образования тонов сердца.

3.  Правила и порядок проведения аускультации сердца.

4.  Причины изменения тонов сердца.

5.  Характеристику «ритма перепела» и «ритма галопа».

    Студент должен уметь.

1.  Провести аускультацию сердца здорового человека.

2.  Провести аускультацию сердца больного с сердечно-сосудистой патологией.

3.  Интерпретировать результаты аускультации сердца больных с сердечно-сосудистой патологией.

4.  Выполнять измерение артериального давления. 

  2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Топография сердца.

2. Кровоснабжение сердца.

3. Внутрисердечная и центральная гемодинамика.

4. Анатомия большого и малого кругов кровообращения.

5.  Артериальное давление: факторы формирования и регуляции.

3. Контрольные вопросы по теме занятия.

1.  Внутрисердечная гемодинамика, фазовая структура сердечного цикла.

2.  Определение и классификация тонов сердца.

3.  Механизм образования I тона и его характеристики.

4.  Механизм образования II тона и его характеристики.

5.  Механизм образования III и IV тонов сердца, их характеристики.

6.  Места проекции клапанов сердца на грудную клетку и точки их выслушивания.

7.  Правила аускультации сердца.

8.  Порядок аускультации сердца.

9.  Характеристика тонов сердца при выслушивании верхушки сердца (митральный клапан) и основания мечевидного отростка (трехстворчатый клапан).

10.Характеристика тонов сердца при выслушивании основания сердца (клапана аорты и легочной артерии).

11.Точка боткина-Эрба (V точка аускультации сердца): локализация, предназначение.

12.Назовите изменения тонов сердца по громкости (ослабления, усиления) в точках аускультации. Механизм этих изменений.

13.Механизм образования щелчка открытия митрального клапана, систолического щелчка, перикардтона.

14.Характеристика «ритма перепела», диагностическое значение его выявления.

15.Характеристика «ритма галопа», диагностическое значение его выявления.

16.Назовите причины ослабления и усиления обоих тонов сердца

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
209 Kb
Скачали:
0