Аускультация как метод исследования: виды, правила. Аускультация легких: Методическая разработка для проведения занятия по пропедевтике внутренних болезней

Страницы работы

22 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

основы аускультации настолько полно, что за последующие годы к ним мало что пришлось добавить. Несмотря на почти 200 летнюю историю этого метода исследования, аускультация абсолютно не утратила своего значения. И если выслушивание тонов и шумов сердца дополнилось инструментальными методами исследования (фонокардиография), то аускультация легких до сих пор сохраняет свое первостепенное значение в клинической диагностике большинства заболеваний бронхолегочной системы.

1.3. Требования к исходному уровню знаний        

Студент должен знать.

1.  Понятие об аускультации как о методе исследования больного.

2.  Физическое обоснование аускультации.                           

3.  Методику аускультации легких.                           

4.  Виды дыхательных шумов (главные и добавочные) и их диагностическое значение.

5.  Понятие, методику проведения и диагностическое значение бронхофонии.                                                         

Студент должен уметь.

1.  Проводить аускультацию легких.                                 

2.  Определять и оценивать основные и добавочные дыхательные шумы.        

3.  Проводить исследование бронхофонии.                          

2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Закон Бернулли.

2. Физические основы звука.

3. Анатомия и гистология верхних и нижних дыхательных путей. Доли и сегменты легких. Структурно-функциональная единица легких.

4. Нормальная физиология системы органов дыхания.

5. Анатомические и гистологические особенности строения плевры.

4.  Контрольные вопросы по теме занятия.

1.Что такое аускультация?

2.Виды аускультации, их преимущества и недостатки.

3.Физические основы аускультации.

4.Общие правила аускультации. Правила и техника аускультации легких.

5.Классификация дыхательных шумов.

6.Механизм возникновения везикулярного дыхания и его характеристика в норме.

7.Количественные и качественные изменения везикулярного дыхания, их диагностическая значимость.

8.Что такое бронхиальное дыхание?  Где оно выслушивается в норме?

9.Патологическое бронхиальное дыхание. Причины возникновения, виды, диагностическое значение.

10.Смешанное дыхание: причины возникновения, диагностическое значение.

11.Что такое добавочные дыхательные шумы?

12.Что такое хрипы, как они классифицируются?

13.Причины и механизм возникновения сухих хрипов.

14.Причины и механизм возникновения влажных хрипов.

15.Диагностическое значение выявления хрипов.

16.Что такое крепитация? Механизм ее возникновения и отличия от влажных хрипов.

17.Шум трения плевры и механизм его возникновения, отличительные особенности.

18.Специфические аускультативные феномены, выявляемые при гидропневмотораксе.

19.Что такое бронхофония? Методика ее выявления и диагностическое значение.

4. Практическая часть занятия.

1. Методика аускультация легких (см. в ходе занятитя, п.4).

2. Методика исследования бронхофонии (см. в ходе занятия, п.19).

5. Ход занятия.

В ходе занятия отрабатываются практические навыки (п.4), обсуждаются основные контрольные вопросы по теме занятия.

1. Что такое аускультация? 

Аускультация – это метод исследований, заключающийся в выслушивании звуковых явлений, возникающих в организме в результате колебаний тех или других элементов его, и в суждении по характеру звука о физическом состоянии организма.

2. Виды аускультации, их преимущества и недостатки.      

1.  Непосредственная аускультация (производится путем прикладывания уха к больному).

2.  Посредственная аускультация (производится при помощи стетоскопа или фонендоскопа).

Достоинствами непосредственной аускультации являются:

-  позволяет выслушивать более слабые и высокие звуки;

-  позволяет выслушивать сразу большую площадь тела;

-  выслушиваются естественные звуки;

-  врач получает осязательные ощущения (это важно при выслушивании непостоянных тонов сердца – III, IV).

Недостатками непосредственной аускультации являются:

-  трудность в локализации звуков, особенно при выслушивании сердца;

-  невозможность выслушивания ряда областей грудной клетки (надключичные и подмышечные области), шеи;

-  негигиеничность.

Достоинствами посредственной аускультации являются:

-  гигиеничность;

-   удобство для больного и врача;

-  возможность локализовать место возникновения звуков;

-  возможность выслушивать зоны, недоступные непосредственному методу;

-  гибкий стетоскоп позволяет выслушивать больного при любом положении его тела;

-  удобство при исследовании детей раннего возраста, тяжелых и обездвиженных больных;

-  усиление звука.

Недостатками посредственной аускультации являются:

-  искажение звука (необходимо пользоваться одним стетоскопом, врач к нему привязан);

-  большое количество дополнительных шумов, обусловленных применением стетофонендоскопа.

3. Физические основы аускультации.

Возникновение звука – есть результат маятникообразных движений (колебаний) выведенного из состояния покоя тела. Если тело однородно по своему составу, то оно совершает периодические колебания, если неоднородно – непериодические колебания. Колебания тела вызывают в окружающем воздухе ряд попеременных сгущений и разрежений, которые, распространяясь во все стороны в форме звуковой волны, достигают

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
177 Kb
Скачали:
0