Итак, СО можно рассматривать как мыследеятельностный процесс, возникающий в конфликтной ситуации и фиксирующийся при условии разрешения конфликта в ситуативной самоопределенности. При этом границы ситуативной самоопределенности устанавливаются в зависимости от масштаба разрешаемого в конфликте противоречия.
В свою очередь самоопределанность и является тем условием, которое позволяет освободиться от тупикового состояния и возобновить деятельность или начать новую адекватносложившейсяситуации, хорошо представляя себе возможные варианты перспективы.
Далее можно поставить вопрос об искусственной организации конфликта с определенным содержанием с целью инициировать процесс СО. Для этого необходимо прежде всего новое, отличное от традиционного, понимание конфликта и представления о способах его проектирования и конструирования.
Конфликт - в соответствии с поставленными задачами - рассматривается как специфическаяхарактеристикаизмененных столкновениемдеятельностей,заключающаясявприобретении деятельностями вовзаимодействиинового содержания,обеспечивающегосоответствие.
Отсюда - для появления новых содержательных компонентов деятельности (от неопределенности к самоопределенности) нужна другая деятельность, носителем которой может быть педагог или коммуникант в учебном процессе, игротехник в ОДИ. Эта другая деятельность должна быть как бы встречной (т.е. блокирующей или по крайней мере создающей сильную помеху) для реализации столкновения.
Наблюдения в ОДИ показывают: для того, чтобы обеспечить само столкновение и избежать его негативных последствий необходимо соблюдение целого ряда условий: 1) рабочий процесс (т.е. должны быть выполнены некоторые действия и существовать представление о их результативности, актуальной или будущей); 2) отношение собственности к выполненной и выполняемой работе и ее ценность; 3) представления о ее незавершенности и возможности и желательности завершения; 4) из альтернатив остановки и продолжения - вторая явно предпочтительнее. Эту группу условий, по удачному выражению Т.В. Окладниковой, можно назвать условиями "личностного вызова", т.е. обеспечивающими высокую личную заинтересованность.
Вторая группа условий связана собственно с отношением конфликту, способностям и средствам конфликтного взаимодействия. Здесь важно с самого начала конвенционально обеспечить возможность позитивной интерпретации искусственного конфликтного взаимодействия за счет включения мыслительной рефлексии. [3] Это исключительно сложная в психологическом отношения процедура требует особого внимания в связи о тем, что необходимо произвести операцию отчуждения деятельностей от их носителей, анализ столкнувшихся деятельностей и через изучение их оснований обнаружить, исследовать и разрешить противоречие.
В реализационном плане первая группа условий может быть обеспечена за счет: 1) создания возможностей беспрепятственно проделать первые шаги в решении полевой задачи с их интерпретацией как успешных и перспективных; 2) совместной деятельности и представлении об участии в ней отдельного человека как необходимого компонента, без которого успешное продолжение невозможно или по крайней мера затруднительно.
Вторая группа условий обеспечивается принятием правила о том, что всякая критика относится к деятельности, но не к ее носителям и преследует единственную цель выявления дефектов для их устранения и создания в конечном счете позитивной результативности.
После выполнения перечисленных условий конструируется встречная - останавливающая-деятельность, главное требование к которой заключается: 1) в ее непременном соответствиисодержаниюблокируемойдеятельности; 2) в направленности прежде всего наоснования и проспекцию, и адекватности средств и их носителей рализуемомупроцессу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.