3. конфликт – поведение - новое, а ситуация то старая.
4. рефлексия собственных возможностей, соотнесение их с требованиями ситуации есть необходимое условие для 5 этапа.
5. разрешение - выход в новую ситуацию развития.
В этой схеме конфликт занимает место кульминации кризиса, при этом совершенно ясно, что без конфликта невозможно нормальное разрешение кризиса.
Т.О. Кризис психологического развития ведет к внешней конфликтности, когда пробуются новые формы поведения, новые отношения с окружающей действительностью. Он являет противоречие. Противопоставление себя взрослому – необходимо.
Однако более глубокое переосмысление категории конфликт приводит к более глубокому пониманию его значения в процессе развития. Этим собственно и занялся наш Б.И. Хасан в своей статье «Конфликтная проблематика в психологии развития».
Конфликт – это специальная организованность деятельности, которая не только объясняет, но и «организует» и обеспечивает развитие.
Несмотря на то, что в культурно-исторической психологии конфликт специально самостоятельно не рассматривался и не являлся непосредственным предметом исследования можно достаточно отчетливо обозначить три смысла, в которых он в данном подходе «работает»:
1. Конфликт как механизм развития.
2. Конфликт как формирующий и диагностический прием.
3. Конфликт как диагностическая ситуация.
Первый смысл почти напрямую вычитывается у Л.С. Выготского, хотя он и не употреблял как таковое понятие «конфликт». Так, говоря о культурном развитии, он прямо отмечает, что усвоение ребенком культурных форм обращения с предметным материалом обладает специфичностью в том смысле, что оно (усвоение) всегда носит конфликтный характер.
Конфликт – буквально мера того сдвига, который определяется как развитие. По мысли Л.С. Выготского, сама сущность культурного развития состоит в столкновении примитивных форм, которые характеризуют собственное поведение ребёнка с культурными формами. Здесь конфликт = противоречие или столкновение природного и исторического, примитивного и культурного, органического и социального. Из этого понятно, что конфликт, хотя и не будучи специально категоризирован и описан, занимает важнейшее место в механизме развития.
Второй смысловой контекст конфликта в культурно-исторической психологии связан с его «представительскими» способностями. Благодаря тому, что столкновение требует переорганизации деятельности, вызывает обязательную неспецифическую напряженность (индивидуальную трудность), сама эта деятельность может оказаться видимой даже своей скрытой стороной, т.е. она оказывается обнаружена.
Здесь конфликт выступает как явление, т.е. такой феномен, который обнаруживает скрытые процессуальные характеристики в системах предметных и социальных отношений, а, следовательно, поддается наблюдению и формированию.
В стабильные (литические) периоды механизмом развития «внутри» ведущей деятельности является актуализация противоречивых оснований для действования. Иными словами, «работа» этого механизма скрыта, поскольку формы поведения выглядят достаточно успешными (удерживается связь основных потребностей и мотивов и того материала, на который направлено действие). Но как только такое соответствие исчезает в ситуациях, мы немедленно обнаруживаем детские конфликты, для разрешения которых применяются специфически детские способы.
Продолжая эту линию культурно-исторической психологии, К.Н. Поливанова прямо указывает на то, какую работу выполняет конфликт, который появляется на определенной стадии кризиса как открыто действующий механизм. При этом не исключается его наличия и в другие периоды жизни человека, но в разной степени скрыто и с функциями, не имеющими прямого отношения к стадиям возрастного развития.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.