3. Интенциональность задает чистую направленность рефлексивного процесса, она никак не ограничивает содержание осваиваемой деятельности теми, или иными рамками мыслительных средств. Впервые мышление вторгается в работу сознания, когда рефлексивный выход и интенция категориально оформляются и задает самые общие рамки "новой" рефлексивной точки зрения.
4. Мыслительные средства, которые оформляют работу сознания и дают определенность осознанному содержанию деятельности могут быть заимствованы из различных мыслительных парадигм и логических и культурных систем. Поэтому, чтобы действительно обеспечить определенность содержания, средства должны быть соорганизованы и сконструированы системы связей и отношений средств в некоторой целостности. Это осуществляется за счет существования конструктивного компонента механизма рефлексии.'
5. Особенностью работы человеческого сознания является его образная целостность. В силу этого организованные средства в индивидуальном сознании схематизируются и появляется "картина" рефлектируемой деятельности. Именно схематизация, как компонент рефлексивного механизма обеспечивает феномен инобытия деятельности.
6. Рефлексируемая деятельность в сознательной схеме, как целостно представленное содержание, начинает существовать как модель отражаемой деятельности. Иными словами, на схематизированное содержание накладывается знак объекта. Объективация в механизме рефлексии в качестве его компонента замыкает рефлексивный процесс. Отрефлексированная деятельность принимает вид предметного содержания и объекта. Далее с выделенным предметным содержанием может осуществляться мыслительная работа. Содержание деятельности из рефлексии переходит в сферу "чистого мышления".
Перечисленные компоненты структуры психологического механизма рефлексивных процессов в своей совокупности обеспечивает полный и полноценный жизненный цикл существования рефлексии. Вместе с тем, действие механизма может осуществляться при отсутствии выделения того или иного компонента» Отсутствие компонентов механизма рефлексии ведет к нарушениям в сознательных рефлексивных процессах. Действие каждого из выделенных компонентов начинается после осуществления предыдущего и происходит на базе результатов действия предыдущего компонента. Компоненты механизма как бы надстраиваются друг над другом и образуют иерархическую систему. Таким образом отсутствие действия какого-либо компонента (иными словами перескакивание иерархических ступеней) можно интерпретировать, как ранги рефлексивного освоения деятельности.
Определяя рефлексию, мы выделили два аспекта природы рефлексивных процессов - искусственный и естественный. Выделение естественной компоненты позволило нам определить функциональные! элементы структуры механизма. Рассмотрение рефлексии с точки зрения искусственного ее строения, позволяет нам указать на метод психологического изучения рефлексии. Таковым методом можете явиться метод целенаправленного формирования рефлексивно организованного мыслительного рассуждения в ходе коллективного осуществления мыслительной деятельности. Формами этой деятельности могут быть различные варианты совместной творческой деятельности и решения проблем. Стоящая перед коллективом проблема предлагается для разрешения при условии точного определения позиции решающего и его отношения к позициям партнеров и полной фиксации каждого мыслительного процесса. При этом экспериментатор при организации коллективного- процесса мышления использует, нормативное представление о механизме рефлексии. Опираясь на возникающие ситуации блокады деятельности и разрывы в понимании, он последовательно вводит в деятельность компоненты рефлексии.
Описанный нормативно-конфликтный метод ранее автором использовался при анализе систем организационных взаимодействий в совместной целенаправленной деятельности. Общность структур деятельности с описанной и в случае организации рефлексивного рассуждения позволяют утверждать адекватность предлагаемого метода.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.