Тем не менее, не смотря на использование идеологии как инструмента, партия СПС не набирает необходимого числа голосов и не попадает в Государственную Думу. В качестве причин можно называть феномен «Единой России» и «Родины», который рассмотрим чуть позже, а также похожесть избирательных программ с РДП «Яблоко». Последнее привело к растягиванию и без того немногочисленного электората между двух огней. В итоге – обе партии остались ни с чем.
Данной ситуации можно было избежать двумя способами. Либо четкая дифференциация политических идей и ценностей, либо создание политической коалиции и совместный выход на выборы. На деле не произошло ни первого, ни второго. Причем о возможном объединении ходило немало слухов. Но тут, видимо, сыграло немалую роль стремление к власти политических лидеров партий и несовпадение их личных и политических целей.
Учитывая сильную похожесть идейных ценностей СПС и «Яблока», мы предлагаем проанализировать их идеологии с точки зрения уровней и функций совместно, дабы не повторяться.
Теоретико-концептуальный уровень идеологий СПС и «Яблока» представлен слабо и довольно размыто. Но, тем не менее, мы еще можем говорить о социально-либеральной основе идеологии, не вдаваясь в подробности теории, которой придерживаются партии, так как они сами старательно об этом умалчивают.
Таким образом, ориентирующая функция проявляется в том, что и СПС, и «Яблоко» пытаются донести до общественности необходимость европейского пути развития. Экономический рост здесь ставится главной целью и задачей.
Слабость теоретико-концептуального уровня отражается и на его функции. Ориентирование избирателей проходит вяло и неэффективно.
Программно-политический уровень. На данном уровне находят выражение не только программы партий, но и их социальные ориентиры, которые играют роль инструментальной идеологии.
Организующая функция проявляется гораздо ярче у «Союза правых сил», который получает явные преимущества, так как на протяжении долгого времени пытается организовывать молодежные акции в период между выборами в поисках «единомышленников» и заручаясь поддержкой электората. «Яблоко» редко проявляет себя в тихий период между выборами.
Актуализированный уровень освоения гражданами целей и принципов идеологии остается очень низким. И это проявляется в низком проценте отданных за ту или иную партию голосов.
Как результат, символическая функция выражена довольно слабо у обеих партий. Но сильный акцент делается на общественных архетипах справедливости, честности, солидарности – наиболее востребованных в обществе.
Все три функции идеологии особенно активизируются в процессе избирательной кампании, когда партии начинают проводить какие-то акции или другим способом пытаются напомнить о себе избирателю. Так партии пытаются ориентировать избирателя в политическом пространстве, замотивировать его голосовать за конкретную партию, объединить под общей идеей и убедить, что их интересы будут защищены. Но слабость идеологии самой по себе приводит к тому, что функции практически не выполняются, что и подтверждает результат голосования. Кроме того, в момент окончания избирательных кампаний функции вообще становятся ненужными, а, следовательно, никто не работает над их эффективностью.
Как мы видим, общая схема идеологии применительно к партиям «СПС» и «Яблоко» имеет значительные пробелы и пустоты. Партии оказались не способными выстроить фундаментальную идеологическую систему, претендующую на правильность и глобальность. Также использование идеологии как инструмента не дало необходимых результатов, так как одновременное использование одинаковых технологий с одинаковым содержанием разделило результат пополам. В итоге обе политические организации не сформировались как собственно партии в представлениях избирателей и не смогли найти выход для воплощения своих идей.
Смогут ли эти партии найти какой-либо решающий выход из данного кризиса или их политическую нишу займет новая политическая организация, покажет время. На данный момент и СПС, и «Яблоко» оказались в явном проигрыше на политической арене.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.