В отличие от правоведения, где “клеточкой” анализа является правовая норма, а изучение осуществляется по институтам той или иной отрасли права, исходным пунктом государствоведения должен стать, на наш взгляд, институт государственности ( не только собственно государства, но и государствоподобного образования, например, субъекта федерации или такого образования, как Европейский Союз). Такой институт представляет собой единую организационно-функциональную структуру, включающую организационную сторону, место и роль среди других институтов государства и общества, особенности функций, формы и методы деятельности, прямые и обратные связи с управляемыми объектами, прежде всего с населением, плюсы и минусы того или иного института ( не столько абстрактно, сколько в различных конкретных условиях той или иной страны), эффективность ( продуктивность) института. Среди форм таких институтов , видимо, находятся государственные организации, государственные органы, государственные учреждения, субъекты федерации, различные виды территориальной автономии, институты конституционного контроля, федерального воздействия (в федеративных государствах), государственного контроль в отношении местного самоуправления и другие. Перечень институтов государственности и соответствующие классификации ( институты неодинаковы, кроме того, у некоторых на первый план выходит организационная сторона, у других – функциональная) еще предстоит разрабатывать. Институциональный подход в государствоведении позволил бы, на наш взгляд, дать более полные “практические выходы” такого изучения и соответственно – преподавания.
Учебный курс государствоведения ( и с соответствующими поправками – сравнительного государствоведения) мог бы иметь следующую схему.
1. Предмет учебного курса и методы его изучения. Основные школы и направления.
2. Общество и управление. Возможности и пределы управления. Основные модели общества и модели управления.
3. Территориальный публичный коллектив, виды. Власть в территориальном публичном коллективе.
4. Личность, коллектив, общество, государство. Управленческие взаимосвязи.
5. Государство и государственность (субъекты федераций, территортальные автономии, политические образования в ходе национально-освободительной борьбы, самопровозглашенные республики и т.д.)
6. Публичная власть, государственная власть и государственное управление (управление при широком подходе к нему). Государственная власть как верховная и суверенная в обществе.
7. Государство и статус личности (человек, гражданин и т.д., взаимные права и обязанности, пределы регулирования поведения личности).
8. Государство и экономика (креативная , регулирующая и трансформирующая деятельность). Законы эколюционного развития и пределы вмешательства. Социальные предпочтентя разных групп общества и государство.
9. Государство и социальные отношения ( регулирование отношений труда и капитала, социальное партнерство, образование, здравоохранение и т.д.).
10. Государство и политические отношения (государство, партии, общественные объединения, массовые публичные мероприятия, политический режим и др.).
11. Государство и духовная жизнь общества , особенности регулирования.
12. Государственная организация, государственное учреждение, государственный орган. “Материальные придатки” государства (армия. полиция, тюрьмы и т.д.).
13. Государственная служба и должностное лицо. Администрирование и менеджмент в управлении.
14. Формы государства в современном мире (монократическая, плюралистическая, сегментарная).
15. Формы государственно-территориального устройства и политических объединений государств (конфедерации, Европейский Союз и т.д.).
16. Формы правления. Нетипичные формы. Президентско-парламентарные республики и парламентарно-президентские республики. Монархические элементы в республике (пожизненные президенты и др.) и республиканские в монархии.
17. Формы государственного режима (демократический, авторитарный,тоталитарный и др.).
18. Модели и органы законодательной власти.
19. Модели и органы исполнительной власти
20. Модели и органы судебной власти.
21. Государство и местное самоуправление.
22. Формы современной цивилизации и модели государства в современном мире (государство социального капитализма, исламское государство, государство тоталитарного социализма и др.).
При введении такого учебного курса теории государства и права превратилась бы во вводную дисциплину на первом госу обучения (что-то вроде энциклопедии государства и права, а теория права стала бы отдельной дисциплиной на последующих курсах).
Высказанные предложения совсем не являются истиной в последней инстанции. Они нуждаются в тщательном обсуждении: нужно осмотрительно взвесить все “за” и “против”, чтобы не разрушить то, что имеем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.