Политическое поведение
1. Политическое поведение: понятие, факторы, виды и формы.
Политическое поведение:1) любая форма участия людей в осуществлении власти или противодействие ее осуществлению, которая включает участие в формальных организациях и массовых движениях, вовлеченность в политическую систему или сознательную отрешенность от нее, публичная манифестация взглядов для воздействия на политические взгляды и политические институты, сюда же относим голосование против всех и неявка на выборы. 2) политическое поведение понимается как политическая социализация, то есть усвоение индивидом политических ценностей, норм и традиций общества.
Факторы, влияющие на политическое поведение
1.Психологические- характер индивида, инерционные механизмы его поведения, степень его своды в рамках данных институтов власти.
2.Экономические – степень экономической независимости индивида, интенсивность экономического давления на общество, что проявляется в уровне и качестве жизни. 3.Социальные – характер и интенсивность социального контроля.
4.Характер и интенсивность группового воздействия - каждый индивид принадлежит определенной социальной группе.
5.Степень остроты социального противостояния – октябрь 1993 г. в Москве, смутное время.
6.Ситуационные – особенности внутри политической обстановки, особенности международной остановки, специфика поведения политических организаций и лидеров.
7.Характер и уровень эффективности средств массовой информации – чеченская война.
Цель политического поведения, с точки зрения существующей власти как конструктивная так и деструктивная.
Виды политического поведения
Для 90-х годов ХХ века политическое поведение значительной части населения России можно определить по следующим видам: импульсивное, волевое, суггестивное и принудительное.
Импульсивное поведение: источником является актуальная потребность, начинается импульсом потребности и заканчивается актом ее удовлетворения.
Волевое поведение – человек делает не то, к чему принуждает его актуальная потребность, чего ему хочется, а то, что соответствует его личным интересам (общим интересам его Я как социального индивида).
Суггестивное – человек действует не согласно своей актуальной потребности, не по собственной воле, а под чужим влиянием, и, в тоже время, переживает это и действует по своему желанию, а не чужому велению.
Принудительное поведение – мы действуем, но при этом чувствуем, что выполняем чужую волю, что по своему желанию мы бы за это дело не взялись.
Типы политического поведения:
1.Открытые (политические действия)
2.Закрытые (политическое бездействие)
-выход из сферы политических отношений из-за низкого уровня политической культуры.
-выход из сферы политических отношений как результат заорганизованности политической смстемы, разочарование и безразличие деятельности политическим институтам
-политическая апатия как форма неприятия политической системы
-политический байкот как выражение активной враждебности к политической системе.
Формы политического поведения
1.Индивидуальные – более индивидуализировано поведение в ходе избирательных кампаний, поэтому в развитых странах и России сегодня поведению избирателей уделяется осоое внимание: опросы общественного мнения, выборочные исследования, анализ результатов предыдущих выборов, и то и другое создают империческую базу для выработки модели поведения избирателей на выборах.
Факторы влияния на избирателей
1.Коренные:
-симпатии избирателя к политическим партиям
-совпадение надежд избирателя и программы целей партии
-знание избирателем своих кандидатов
2.Социальные конфликты в обществе, актуальные события в экономической жизни, личность лидера партии, уровень пропаганды, уровень политической культуры избирателей.
Массовое поведение: проявляется на митингах, забастовках, актах гражданской поддержки и гражданского неповиновения, бывает организованным (заявлено организатором, разрешено властью, приняты меры безопасности. Определено мести) и неорганизованным - поведение толпы, и участники организованной демонстрации может превратиться в толпу (Г. Лебон –психологи толпы).
Признаки толпы:
1.Аффективность поведения людей.
2.Отризание ими разумных доводов.
3.Деструктивность поведении, вплоть до погромов.
4.Отсутствие социального ориентира, массовые недовольства.
5.Выбор «врага».
6.Отрицание всяких дискуссий в пользу самых примитивных лозунгов и любой демагогии.
7.Отсутствие всяческой дисциплины.
8.Подчинение лидеру, либо грубой силе.
Предпосылки этого феномена:
1.Социально-экономические и политические кризисы.
2.Длительная терпимость ко всем формам политической, национальной и иной дискриминации, что способствует накоплении. Деструктивной социальной энергии.
4.Толпа обладает способностью лишать людей: классового, национального и религиозного обл потребностейика, она высвобождает подсознательные инстинкты, агрессивность, направление которой непредсказуемо.
2.Основные элементы политического поведения
В современной политической науке, политическом поведении учитывают: внешняя среда, которая посылает стимулы субъекту поведения, потребности индивида или группы, участвующей в деятельности, мотивы, которыми руководствуются субъекты, установки, ценности, ориентации, убеждения и цели, личностные особенности субъектов поведения, действия и поступки, обратная связь между поведением и условиями, которые его сформировали.
Внешняя среда
Поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту внешняя среда:
1.Сама политическая система предъявляет определенные требования к поведению граждан.
2.Учитывается роль и группового климата, воздействие ближайшего окружения на принятие решения.
3.Потребности.
Абрахам Маслоу сформулировал пять видов человеческих
1.Материальные потребности
2.Потребность в безопасности
3.Потребность в любви
4.Потребность в самореализации
5.Потребность в самоактуализации
Маслоу предположил – потребности более высокого порядка мы можем удовлетворить лишь тогда, когда потребности более низкого уровня уже пройдены.
В настоящее время в политологии потребности делят на материалистические и постматериалистические (Американский ученый Инглхарт). Доминирует тенденция к обладанию постматериалистических потребностей. Потребности побуждают человека действовать, но смысл к действию придает лишь особый мотив.
Выделяют три вида мотивов:
Мотив власти-нацеленность на влияние и престиж
Мотив достижения – нацеленность на превосходство и на уникальный результат
Мотив аффилиации – стремление быть с другими.
Три типа причин по которым мотив власти может быть желанным:
1.Желание доминировать над другими и/или ограничивать действия других
2.Желание чтоб над ним не доминировали другие и/или не вмешивались в его дела
3.Желание иметь политические достижения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.