Войны XXI века. Социокультурные аспекты (Доклад на конференции «Современные проблемы общественного развития» в Институте Социальных проблем), страница 2

Что собой представляет война как социальное явление. Межгрупповой, или межкультурный конфликт, разрешаемый силой и уровнем  оружия, используемого людьми в целях истребления противника и достижения собственных целей. Логика заставляет считать это девиацией (отклонением), история – нормой. Любая война приводила и приводит к обоюдной социальной реструктуризации, а также смене социально-стратификационных предпочтений и формированию новой структуры социальной престижности. Но, если исторический опыт войн, в том числе и мировых, был связан, прежде всего, с преобразованием социальной структуры побежденных «по образцу» социальной структуры победителей, или под их надобности (колонизация), то в современном мире  этот процесс уже не приводит к смене личностных и групповых доминант и доминаторов в экономике и политике, возникновению новых социально-групповых образований и социальных институтов, адекватных изменениям институтов культурных. Пора отказаться от еще одной иллюзии: войны сегодня перестали играть роль стимулятора социальной динамики. Современные войны, вызванные естественно регулируемым прирастанием материальных ресурсов, и высвобождением ресурсов человеческой силы и энергии уже не смогут внести радикальных изменений в политическую карту мира. Позиции основных «игроков» на этой карте (в том числе и позиции исламского мира, как нового «игрока») сформировались, и военным путем осуществить значимых перестановок не удастся. Свержение того, или иного лидера, смена определенного политического режима на иной обеспечивает лишь временную иллюзорную социальную стабилизацию. Далее в действие вступают культурно-традиционные факторы и все возвращается к прежнему состоянию. Российско-чеченские войны, с начала XIX века и вплоть до наших дней являются тому характерным примером.

2

Что представляет собой война как культурной явление. Прежде всего это попытки «вытаптывания» культурной традиции побежденных народов и государств победителями, поскольку войны до сих пор велись и ведутся, за редким исключением, методами инвазии (вторжения) и насильственной культурной «колонизации» побежденных, т.е преобразования их социумов, в той, или иной степени, тем, или иными способами, «по образу и подобию победителей». Эти попытки в различных войнах велись с разной степенью успешности, но с одинаковой жестокостью. Основными объектами искоренения были идеология и формы социальной организации. Результатом становились длительные периоды «культурной реанимации», национально-освободительные движения, и возникновение устойчивой ненависти колонизируемых народов к  колонизаторам, к любым представителям их этноса и их культуре. Бесперспективность подобных попыток составила, возможно, основной историко-культурный опыт прошлого века.