результате действия этих законов и возникает общий настрой - положительный или
отрицательный, который и влияет на установление контакта).
Аристотель дает также классификацию типов аудитории по способности
"заразиться пафосом речи оратора" Эта способность аудитории
обусловлена возрастом (молодые-старые), достатком (богатые-бедные),
эмоциональным состоянием (счастливые-несчастливые). Ю. Рождественский пишет:
"Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под
воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим
опытом и житейскими неудачами быть осторожной, она поэтому с трудом поддается
эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки. Богатые
склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро
анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя.
Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными
качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к
быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений. Счастливая
аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как
несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.
v Чувство аудитории", иначе это называется термином
коммуникативность. Коммуникативность - важнейшее качество эффективной
(убеждающей, воздействующей) речи. Коммуникативность речи (или "чувство
аудитории" у оратора) проявляется в том, что у слушателей возникает
ощущение живого общения с говорящим, когда слушатели наблюдают, как с ними
разговаривают, как речь создается, а не зачитывается, будучи заранее
написанной. Опытные ораторы должны выступать с опорой на текст. Что это значит?
Написанный текст нужно хорошо осмыслить: проанализировать, выделить основные
положения, названия, смысловые части, пронумеровать вопросы, продумать связи
между ними, прочитать несколько раз. Таким текстом легко пользоваться во время
выступления. Этот эффект общения со слушателями достигается ещё и таким
способом: опытный оратор имитирует разговорную речь, для этого он использует
короткие фразы, так как сложные синтаксические конструкции являются
принадлежностью книжной, письменной речи; избегает газетных формулировок,
штампов, книжных слов и выражений. Книжные слова портят устную речь, потому что
связаны с некоторой торжественностью, точнее, с официальностью обстановки, т.е.
отдаляют лектора от аудитории, исключая столь необходимый с ней контакт.
v Необходимо наладить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя говорить в
пространство. Беседа с реальными людьми в аудитории делает речь более выразительной,
а, следовательно, интересной и легко воспринимаемой. Уменье правильно направить
взгляд - важное уменье оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под
ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах.
Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою
речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не
вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с
одного на другого (но чтоб глаза "не бегали"), чтобы ощутить контакт
со слушателями.
v Уверенное поведение оратора. Твёрдость и
решительность в голосе, внутреннее достоинство - это всё заставляет
прислушиваться к нему, воздействует на аудиторию психологически. Ни у кого не
должно быть ни тени сомнения, что оратор - обычный человек, что он может
бояться, переживать, волноваться.
v Внешний вид оратора (ведь слушатель - это ещё и зритель, он оценивает
всё до мелочей - костюм, причёску, жесты, мимику, позу). Взгляд не должен быть
пустым, отвлечённым, отсутствующим, поза - картинной, костюм и причёска -
неряшливыми. Неопрятными.
Таким образом, установление контакта - необходимое условие для передачи
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.