АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, СПЛОЧЕНИЯ
ВОИНСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ
Патриотическое воспитание - задача непреходящая и решать ее необходимо в комплексе, в тесном взаимодействии федеральных, региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти с ветеранскими, молодежными, религиозными и другими общественными организациями. Не переоценить в деле совершенствования патриотического воспитания роли военных учреждений культуры.
Привитие гражданину чувства любви к Отечеству, качеств патриота начинается в семье, оно продолжается и на школьной скамье, и в армии, на протяжении всей его жизни. К сожалению, как свидетельствует практика, сформировать стройную и последовательную систему патриотического воспитания у нас в государстве пока не удалось. И вот почему.
Мы постоянно говорим о необходимости наследования молодежью привычных духовных основ российского общества, его патриотических идеалов, но тут же вынуждены, констатировать, и не без досады, что в этой области в последние годы произошли существенные деформации. В силу известных обстоятельств, связанных с пресловутыми реформами «переходного периода», работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи в 90-е годы прошлого столетия практически была свернута. Все более размытыми в сознании молодежи оказались и такие священные понятия как Отечество, патриотизм, долг, самоотверженность, верность героическим традициям отцов и дедов, наших предков. Значительная часть молодых людей прониклась психологией безответственности перед обществом, проявляет социальную незрелость, а то и полную апатию к происходящему.
Самое тревожное, на мой взгляд, заключается в том, что процесс деформации ценностных ориентации молодежи продолжается и поныне, с последствиями этого явления мы сталкиваемся на каждом шагу и в армейских условиях. Сегодня, например, кик показывают результаты анкетирования, большинство молодых воинов приоритетными мотивами для себя лично считают: возможность испытан» себя в сложных условиях; приобрести необходимые для жижи знания и навыки; освоить специальности, пользующиеся спросом па рынке труда; физически закалить себя и т.п.
Все это хорошо и по-человечески понятно. А вот непреходящие категории и внутренние побуждения, как причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, мало кого из нынешней молодежи волнует.
В ближайшем будущем, не исключено, нам придется столкнуться с еще одной проблемой. Речь идет о комплектовании соединений и частей постоянной готовности преимущественно военнослужащими, изъявившими желание проходить военную службу по контракту. Все это, безусловно, потребует определенных корректив в методах, формах и содержании не только патриотического воспитания, но и всей воспитательной работы в целом.
Командирам, офицерам-воспитателям в работе с таким контингентом придется прежде всего учитывать возрастные особенности «контрактников», наличие у них определенного жизненного опыта и навыков, приобретенных в предыдущей военной службе, общеобразовательный и профессиональный уровень их подготовки, а также некоторые другие моменты, особенности.
Мы уже в определенной мере приступили к изучению подобной проблемы в ходе проведения практического эксперимента в Псковской воздушной десантной дивизии, где Главное управление воспитательной работы ВС РФ осуществляло его социологическое сопровождение. Результаты изучения морально-психологического состояния воинов-«контрактников» по таким показателям как психологическая готовность к участию в боевых действиях, военно-профессиональная направленность показывают, что они значительно превосходят воинов-призывников». Но особо хочется подчеркнуть, что одним из составляющих уровня боевой подготовки сформированного на контрактной основе и уже испытанного полка данной воздушно-десантной дивизии в боевых действиях на Чеченской земле был высокий моральный дух личного состава, высокоразвитое чувство патриотизма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.