Контроль плотности и прочности земляного полотна, страница 2

-  для катков на пневма­тических шинах при первых двух проходах - не более 2 км/ч, последующих - до 12-15 км/ч;

-  для кулачковых, решетчатых и вибрационных - не более 2 км/ч.

Давление воздуха в пневмошинах катков при пробном уплотнении должно составлять: для песчаных грунтов - 0,2; супесчаных - 0,3-0,4; гли­нистых – 0,6-0,8 МПа.

При пробном уплотнении связных грунтов тяжелыми катками на пневмошинах производят предварительную прикатку катками легкого типа с нагрузкой, уменьшенной вдвое.

Подпись: Рисунок 3.1 - Образец разбивочной схемы площадки для проведения пробного уплотнения грунтов укаткой: 1 - эпюра проходов по одному следу; 2 - вешки; 3 - разбивочные колышки; 4-точки контроля плотности; 5 - зона контроля (заштрихована); 6 - высотные отметки поверхностиКонтроль плотности грунта производится перед началом работы основ­ной уплотняющей машины (после разравнивания и прикатки), а затем через 4, 8, 12 и N проходов по одному следу.

После необходимого количества проходов в зоне однородного уп­лотнения отрывают не менее 6 шурфов в одном сечении или в шахматном порядке и берут пробы грунта. При толщине слоя более 30 см в каждом шурфе пробы берут не менее чем в трех уровнях (верхняя, средняя и ниж­няя части слоя). Пробы берут с использованием метода «режущего кольца». Допускается использовать приборы для ускоренного анализа, но с увеличе­нием количества измерений.

Плотность грунта по каждому горизонту определяют как среднюю из проб, взятых во всех шурфах. Коэффициент уплотнения рассчитывают по формуле (3.1).

Подпись: Рисунок 3.2 - Зависимость коэффициента уплотнения от количества проходов N и толщины слоя НслПосле расчета строят графики зависимости плотности скелета грунта по толщине пробного слоя от количества проходов катка по одному следу γсксл, N) или графики зависимости коэффициента уплотнения от ука­занных параметров К у(Нсл, N) (рисунок 3.2).

По графикам, с учетом максимальной производительности грунтоуплотняющей машины, выбирается режим уплотнения грунта в теле насыпи.

3.1,3 Технология уплотнения земляного полотна

Уплотнение грунтов производят укаткой, трамбованием и вибрирова­нием. Выбор способа уплотнения зависит от вида грунта, его состояния и методов сооружения земляного полотна. Укаткой и трамбованием уплот­няют почти все грунты, а виброуплотнение эффективно только в несвязных или малосвязных грунтах. В последнее время получают распространение комбинированные способы уплотнения, основанные на одновременном воз­действии укатки и вибрирования, трамбования и вибрирования.

Отсыпку насыпей производят слоями, ширина которых должна обес­печивать качественное уплотнение всего тела земляного полотна в пределах проектного очертания. Конструкция большинства прицепных и полу­прицепных катков не позволяет по условиям техники безопасности при­ближаться к бровке насыпи ближе, чем на 0,3-0,5 м. Поэтому этот запас создается при отсыпке насыпи с последующим удалением при плани­ровочных работах. В поперечном сечении поверхность каждого слоя плани­руют под односкатный или двухскатный профиль с уклоном 20-40 %о.

Уплотнение организуют по кольцевой схеме. При укатке верхних слоев насыпей высотой более 1,5 м, во избежание сползания грунтоуплотняющей машины на откос, первый проход осуществляют не ближе 2 м от бровки. Затем, смещая ходы на 1/3 ширины укатываемой полосы, приближаются к откосам насыпи вплоть до 0,3-0,5 м. После уплотнения краев насыпи укатку продолжают в направлении ее оси с перекрытием смежных следов не менее чем на 0,2-0,3 м (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 - Технологические схемы уплотнения насыпи пневмокатком:

а - по кольцу; б - челночная; 1-5 - последовательность проходов

При уплотнении насыпи машинами с выносными рабочими органами (дизельтрамбовочные, виброударные) можно осуществлять первые проходы с непосредственной близости к откосам с последующим смещением к оси. Каждый последующий проход уплотняющей машины по одному и тому же следу делают только после того, как укатана вся площадь уплотняемого слоя.

Длина захватки l, м, для уплотнения назначается исходя из условия со­хранения оптимальной влажности грунта:

                                                                                         (3.3)

где П - производительность звена уплотняющих машин, м3/смену;

tо - время, в течение которого сохраняется оптимальная влажность, ч;

2 - коэффициент, учитывающий время, затраченное на укладку грунта перед уплотнением;

Т - продолжительность рабочей смены, ч;

h - толщина уплотняемого слоя, м;

В - ширина уплотняемого слоя, м.