Лекция 5 Функции государства в антикризисном управлении
Необходимость государственного регулирования экономики, возрастания его роли в переходных периодах, не отрицается ни одной из известных научных школ. Различия во взглядах касаются меры его участия, целей, методов, механизмов их достижения. В тех редких случаях, когда эта необходимость отрицается (см., например, 12, с.16 и др.), авторы вынужденно приходят к ее утверждению. Так, Е Ясин пишет, что быстрый экономический рост может стимулировать двумя способами.
Первый: активное вмешательство государства, крупные государственные расходы (а значит и высокие налоги), протекционизм. Наше недавнее прошлое, нынешние условия, а также реальные возможности – бюджет, качество бюрократии, коррупция – заставляют отказаться от этого варианта.
Второй способ: простор частной инициативе, максимальное снятие налагаемых на нее ограничений, выравнивание условий конкуренции, отмена льгот и привилегий, снижение налогов и государственных расходов – дает больше шансов на успех (20, с.11).
Но, если негативное вмешательство позволяет создать благоприятные условия для частного бизнеса, выравнивает условия конкуренции, управляет льготами и привилегиями, налогами и государственными расходами, и при этом учитывается, что ни одно государство не может не проводить определенную протекционистскую политику, не бороться с криминалом, то очевидно, что и в данном случае государственное регулирование необходимо и будет играть важную роль.
В России реформы подменены демонтажем общественного строя, сломом прежней государственной машины управления, планово-распределительной системы. Все свелось к переделу собственности и власти (10, с.21).
Одно из преимуществ стран Центральной и Восточной Европы заключается в том, что они не допустили слои слом государственной машины.
Государственные структуры и институты, кроме аппарата компартий, были деполитизированы, но не сломлены (2, с.42).
Если возникновению, развитию кризиса в России во многом способствовала реализация рекомендаций иностранных советников, в том числе Мирового валютного фонда, мирового банка развития, то после начала в 1997г. мирового финансового кризиса ученые и практики вновь заговорили о государственном регулировании, контроле за движением капитала, новых формах социализации1(10, с.6).
Новая парадигма управления предполагает, прежде всего, гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов.
Для этого государство должно разработать и реализовать программы реформ, охватывающие определенные этапы и относительно длинные период времени (6, с.6).
Как тотальное огосударствление сдерживает экономическое развитие, так и полное невмешательство государства в экономику может привести
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.