лучше разговаривать наедине, с другим - в присутствии его товарищей. С одним разговаривать сразу после проступка, с другим - через определенный промежуток времени. "К каждому нужен особый подход,
- писал А.Н. Воробьев. - Невзначай скажешь одному: "Здравствуй, Николай Иванович", а другому - "Здорово, Витя!", а твои подопечные будут долго обдумывать, почему такая разница в обращении, в чем тут соль, в чем секрет. И если один из них сочтет себя уязвленным, попробуй тогда разгадай, почему парень дуется и прячет от тебя глаза"'.
Установлено, например, что резистентность к стрессу (сопротивление его отрицательным воздействиям), вызванному грубостью начальника, отсутствием нужного инструмента, невыполнением производственного задания, обусловлена силой нервной системы и определенным соотношением свойств темперамента работников.
Часть рабочих и специалистов имеют высокую резистентность к стрессу и в критической ситуации действуют более эффективно, чем обычно, а часть - теряются и показывают худшие результаты, чем в спокойной обстановке.
Нервно-психическое напряжение, вызванное выполнением срочного заказа, присутствием контролера и высокого начальства, повышает волевую активность работника с сильной нервной системой и понижает готовность к успешному выполнению задания работников со слабой нервной системой. V людей с сильной и уравновешенной нервной системой эта разница выражена более отчетливо. Именно поэтому в непривычной ситуации "сильных" следует вдохновить, стимулировать их активность, а "слабых"
- успокоить, отвлечь от мыслей о сложности задания, от дум о его результате.
Естественно, что различия в свойствах темперамента подчиненных следует учитывать не только в экстремальных ситуациях. Так, 'тревожным" следует реже делать критические замечания, удерживать их от чрезмерной активности. " Нетревожных " необходимо активизировать шуткой, добрым словом, соревнованием; чаще контролировать их работу, оказывать необходимую помощь. От импульсивных -требовать работы строго по плану, с учетом советов и рекомендаций руководителей. Чрезмерную общительность экстравертов целесообразно ограничивать. Интровертов непосредственно подключать к оказанию помощи отстающим, приучать их к отчету о проделанной работе перед коллективом и т. п.
Форма индивидуального и коллективного воздействия, манера обращения с подчиненными у каждого руководителя своя. Один не может сказать нескольких слов без шутки. Другой - предельно серьезен. Один тщательно планирует любую работу. Другой - блестящий импровизатор. Один предпочитает словесное убеждение. Другой - воздействует личным примером и т. п. Но уважение к подчиненным, вежливость и разумная требовательность обязательны для каждого.
Важнейшая организаторская задача -выявление эффективных, путем управления людьми и коллективами, способов рационализации производства, отношений, которые нельзя обнаружить и изучить с помощью ощущений, восприятия и других психических процессов. Развитая организаторская культура, высокий интеллект особенно важны еще и потому, что чем больше знает человек, чем сильнее его мышление, тем он, как правило, ниже оценивает себя и выше своих подчиненных, в меру возможностей помогает им. Чем менее образован руководитель, чем менее он культурен, тем выше он оценивает себя и ниже, чем они того заслуживают
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.