проведения различных экспертиз и их особенности в уголовном и гражданском процессе.
Тема 13. Психология судебного процесса.
Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также изучает воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на учебный процесс.
Тема 14. Исправительно – трудовая психология.
При изучении данной темы нужно разобраться в том, что составляет предмет изучения данного раздела юридической психологии и какие задачи решаются. Также необходимо представлять какова динамика личности осужденного и каковы методы ресоциализации.
3.1 Общие положения
Семинарские и практические занятия проводятся главным образом с целью научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки практической и исследовательской деятельности. На этих занятиях, как правило, выполняются задания, требующие от студентов творческого подхода, переноса знаний и умений в новую ситуацию, обобщений, практического осмысления теоретических знаний.
Выполняемые задания преподаватель может подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории. Другие представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории.
При проведении семинарских и практических занятий преподаватели и студенты должны руководствоваться планами проведения этих занятий.
3.2 Планы семинарских занятий
Тема 1. Методы юридической психологии.
Время - 4 часа.
Цель: сформировать у студентов систему знаний о методах, используемых в юридической психологии.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· дискуссия.
Основные вопросы для обсуждения на семинаре:
1. Сущность познания в юридической психологии.
2. Основные принципы методологии познания в юридической психологии.
3. Методы научного познания в юридической психологии.
4. Психологические методы изучения личности в юридической психологии.
5. Методы психического воздействия на личность в юридической практике.
Литература.
1. Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва.2003 стр.49-108
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.36-51
3. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии. (под ред. А.А.Крылова. Л., 1986.)
4. Поздняков В.М. Методические и теоретические основы юридической психологии. Лекции, Рязань 1997.
Тема 2.Психологическая подготовка к юридической деятельности.
Время - 4 часа.
Цель: изучить основные особенности психических процессов у работников юридического труда.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· дискуссия.
Вопросы к теме:
1. Память и ее развитие у работника юридического труда.
2. Мышление. Интуиция и воображение в решении поставленных задач.
3. Речь в юридической практике.
4. Психосемантика в юридической деятельности.
5. Воля и эмоционально-волевая устойчивость в юридической деятельности.
Литература к теме:
1. Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва.2003 стр.225-247
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.200-306
3. Поздняков В.М. Методические и теоретические основы юридической психологии. Лекции, Рязань 1997.
4. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в 2-х частях). М., 1996.
5. Сергеевич П. Искусство речи на суде – М, 1991.
Тема 3 .Психология терроризма.
Время - 4 часа.
Цель: сформировать у студентов представление о терроризме и о методах борьбы с ним.
Форма проведения:
· выступления с докладами;
· ответы на вопросы;
· дискуссия.
Вопросы к теме:
1. Психологические основы терроризма.
2. История возникновения.
3. Основные аспекты террористических актов.
4. Методы ведения борьбы с терроризмом.
Литература к теме:
Ю.В. Чуфаровский Юридическая психология. Учебник. Издательство Проспект. Москва.2003 стр.286-291
Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб, 2003 стр.380-396
3.3. План практического занятия
Занятие 1. В ходе этого занятия заполняются тесты для определения личного психотипа.
Время - 4 часа.
Цель: ознакомить студентов со своими личностными особенностями
Форма проведения :
· психологическое тестирование
· анализ конкретных ситуаций.
Занятие 2. В ходе этого занятия студенты отрабатывают техники эффективного общения и вступления в контакт.
Время - 4 часа.
Цель: освоить методы эффективного вступления в контакт
Форма проведения:
· упражнения
· ролевые игры.
Занятие 3.
Во время этого занятия тренируются навыки активного слушания и техники аргументации.
Время - 4 часа.
Цель: сформировать умение внимательно слушать собеседника и доказывать свою точку зрения.
Форма проведения:
· психологическое тестирование
· анализ конкретных ситуаций.
3.4. Методические рекомендации студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям
Подготовка студентов к семинарским и практическим занятиям осуществляется в форме самостоятельной работы.
Организация курса «Юридическая психология» кроме лекций, семинаров и практических занятий включает также самостоятельную работу студентов, которая предполагает:
· подготовку к семинарским занятиям;
· подготовку к экзамену или зачету по основной и дополнительной литературе;
· изучение литературы, не включенной в основной и дополнительные списки;
· анализ информации, полученной на других курсах с точки зрения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.