вторых, мы предполагаем, что в каждом периоде образуется доход, и происходят траты покупателя. Это положение истинно для всех потребителей. Таким образом, траты одного периода не совпадают с тратами в следующем. Это означает, что только одна цена может существовать в течение любого единичного периода и что эта цена может изменяться только от периода к периоду. Поэтому неравновесие может выровняться только в течение двух и более периодов.
В-третьих, важно четко определить используемые нами термины и обозначить те аспекты спроса, которые мы будем рассматривать. Рассмотрим следующую классификацию, которая отражает большинство мотиваций потребительского спроса. Спрос на потребительские товары может быть: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ и НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ.
Функциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена качествами, присущими самому товару.
Нефункциональный спрос означает, что часть спроса на товар обусловлена какими-то другими факторами, а наиболее значительная его часть обусловлена внешними воздействиями на полезность.
Лейбенстайн выделил три наиболее типичных случая таких взаимных влияний:
1. эффект присоединения к большинству. Это та величина, на которую возрастет спрос на товар из-за того, что другие тоже покупают этот же самый товар. Он выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отставать от жизни, чтобы соответствовать тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модным и элегантным или для того, чтобы не быть «белой вороной».
2. эффект сноба. Это та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар (или увеличат потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, стремление выделится из толпы, отличаться друг от друга.
3. эффект Веблена. Это та величина, на которую возрастет спрос потому, что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. Эффект Веблена в отличие от эффекта сноба зависит не от потребления остальных, а от цены.
Также необходимо сказать несколько слов о спекулятивном и нерациональном спросе. Первый означает тот факт, что люди будут часто придерживать предложение товара потому, что они ожидают повышение цены на него.
Под вторым имеют в виду покупки, которые не только не планируются, но и происходят под влиянием внезапного минутного желания, прихоти, каприза и удовлетворяют их, а не рациональные цели.
В этой главе мы постараемся исследовать случай, когда значительно действие эффекта присоединения к большинству. И простейший случай – ситуация, когда отдельный покупатель будет спрашивать больше какого-то товара по данной цене, потому что другие покупатели тоже спрашивают больше этого товара.
Наш анализ мы будем проводить на основе следующих упрощений:
Ø Предполагается, что все потребители знают то количество, которое будет спрашивать каждый отдельный потребитель или все покупатели вместе по любой заданной цене – после того, как они отреагируют на спрос, проявленный всеми остальными. Но если допускается незнание части потребителей, нам нужно будет определить его степень и понять, как потребитель получает точную информацию.
Ø Мы предполагаем, что спрос потребителя А (по данной цене
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.