Эксплуатации скважин пласта Б2 Тананыкского месторождения, страница 3

Этот метод обработки призабойной зоны разработан научно-производственным управлением АО ’’Оренбургнефть’’ и рекомендован к

применению на всех месторождениях предприятия. 

Нефтяная смола Е-3 применяется для удаления асфальто-смоло-парафинистых отложений из призабойной зоны скважин, а также из выкидных линий и наземных коммуникаций.

Нефтяная смола Е-3 представляет собой углеводородную композицию (отходы производства этилена), получаемая пиролизом бензиновых фракций.

Нефтяная смола Е-3 - жидкость от желтого до коричневого цвета, со специфическим запахом. Плотность при 150С - 0,80-0,95 г/см3. Содержание ароматических углеводородов С68 в отгоне до 185 0С, не менее 55% вес. Смола содержит воды не более 0,1 % вес., содержание фактических смол не более 2000мг/100мл., хлора не более 0,002 % вес.

Нефтяная смола Е-3 не оказывает отрицательного действия на металл. Из-за отсутствия воды в смоле, она фактически не замерзает ни при каких температурах.

Технология применения нефтяной смолы Е-3

Углеводородная композиция нефтяной смолы Е-3 применяется для удаления асфальто-смоло-парафиновых отложений. Это жидкий продукт со специфическим запахом.

Для промывки призабойной зоны скважин объем смолы Е-3 рассчитывается как 3м3 на 1 погонный метр толщины пласта. Для полного протекания реакции и равномерного охвата обработкой призабойной зоны пласта закачку Е-3 необходимо  вести с небольшим расходом - 3-4 л/с. После закачки Е-3 скважина находится на реакции. Время внедрения Е-3 в призабойной зоне 8-10 часов.

Для закачки на скважинах ,оборудованных УЭЦН, смола Е-3 подается в затрубное пространство под прием насоса при работающей скважине. Смола подается агрегатом из автоцистерны по линии высокого давления. В последствии при работе скважины порции растворителя постепенно поступают в НКТ. Время контакта растворителя с АСПО зависит от подачи насоса.

Нагнетание растворителя в колонну и его продавливание под насос имеют то преимущество, что продукты растворения и диспергирования вместе с потоком добываемой продукции сразу выходят в выкидную линию, а к месту скопления АСПО поступают свежие порции растворителя.

Обвязка наземного оборудования при закачке смолы Е-3 обеспечивает герметичность и непрерывность процесса, возможность замера расхода и давлений.

Закачку композиции в скважину производят после опрессовки приемных и выкидных линий на давление 1,5 раза превышающем ожидаемое рабочее давление. Линии высокого давления оборудуются обратным клапаном. 

Создание начального вращательного момента на валу УЭЦН

 Промысловые наблюдения показали, что в большинстве случаев погружные установки в обводненных скважинах выходят из строя при пуске после различных простоев. Это явление объясняется тем, что после остановки скважины вследствие прекращения движения жидкости резко возрастает вязкость и упрочняется структура водонефтяной смеси, охватывающей область приема и полость насоса. При пуске насоса в таких случаях мощность двигателя оказывается недостаточной и после неоднократных пусков происходит слом вала насоса или сгорание двигателя.

Для безаварийного запуска в работу таких скважин разработана специальная технология, заключающаяся в создании дополнительного вращающегося момента на валу насоса. Для этой цели проводят прокачку через затрубное пространство скважин и насос жидкости, создавая турбинный режим работы насоса. Способ получил широкое применение на промыслах.    

3.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЦН.

Величину дополнительного крутящего момента определяем следующим образом.

При прокачке жидкости из затрубного пространства в центральные трубы насос начинает работать на турбинном режиме и часть энергии жидкости передается на вал погружного электродвигателя в виде дополнительного крутящего момента. При этом величина общего крутящего момента погружного агрегата составляет сумму пускового вращающего момента  электродвигателя  Мп.эл. и дополнительного крутящего момента Мгид.

    М=Мп.эл .+ Мгид.                                                                            (3.1)

Величина пускового момента Мп.эл. определяется через вращающий момент электродвигателя, который указывается в технической характеристике.