Религиозное познание. Методы психологической защиты, связанные с забыванием. Различные подходы к изучению интеллекта. Возрастная психология

Страницы работы

33 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Лекция №1

Наука – сфера человеческой деятельности.

Основные функции:

-  выработка знаний о мире

-  систематизация

-  построение образа мира на основе знаний

-  построение способов взаимодействия с миром.

Тело науки составляют законы – открытые устойчивые связи между явлениями, служащие для описания, предсказания и представления явлений объективной действительности.

Законы формулируются в рамках определённых теорий, выходящих на уровень обобщения, базируются на гипотезе.

Теория – систематическое описание, не представляющее и не предсказывающее явлений в определённой области деятельности. Теории не вечны, они пересматриваются. Теории существуют до появления нового опыта, гипотез.

Научное познание базируется на понимании проблемы – познавать противоречия между системами одного явления. После постановки проблемы выдвигается гипотеза.

Кроме научного существует обыденное познание, которое осуществляется в повседневной практике.

В отличие от него наука приводит к универсальности знаний. Научные знания – это самостоятельная ценность.

Художественный метод познания – искусство ориентировано на субъективное видение мира, индивидуальность личности творца. Творчество эмоционально, а наука – рациональна.

Лекция №2

Религиозное познание направлено на утверждение и подтверждение догматов непреложных истин, не подлежащих критике. Наука же всегда обсуждает, сомневается.

Науки различаются по своей объектной стороне реальности, на которую данная наука направлена. Ни одна наука не может описать свой объект полностью поэтому не существует единой, полной картины мира.

В науках различают ещё и предметы – те стороны объекта, на которые направлена наука.

Теория академика Кедрова:

Объекты подразделяются на:

-  природу (органическую и неорганическую)

-  человека (общество и мышление)

В зависимости от этого существует 2 типа наук: естественные и гуманитарные.


Природа                                                                  Естественные

 


                                                                                   Психология

 


Человек                                               Социология                              Философия

Все исследования направлены на исследование потребности человека, на удовлетворение потребностей. Потребности нематериальны в основе развития цивилизации, являются свойством человеческой личности. Поэтому психология «пронизывает» все науки.

Науки подразделяются на:

-  фундаментальные (без относительной возможности практического применения)

-  прикладные (направленные на применение фундаментальных наук на практике).

Кроме того, науки различаются своими методами. Методы бывают общенаучными и специфическими.

Общенаучные методы подходят любой науке. К ним относятся:

-  анализ (дедукция)

-  эксперимент

-  наблюдения

-  метод циклов

-  системный подход.

Системный подход. Всё, что нас окружает, нужно воспринимать в системе. Система – такая сумма элементов, что при их взаимодействии возникает новое единство, целостность.

Система имеет следующие свойства:

1)  Целостность – появление в системе новых качеств, не присущих ни одному из элементов и не вытекающему из сложения качеств элементов. Например, в биосистеме «человек» масса различных элементов, которые в сумме не дают таких свойств, как характер, уникальное поведение, воля, способности. Система выделяется из среды, является частью среды, взаимодействует со средой. Для системы характерно наличие онтогенеза, т.е. закона собственного развития.

2)  Структурность – поведение системы определяет, каким образом взаимодействуют элементы, как осуществляется взаимосвязь.

3)  Автономность – определённая независимость. Объясняется наличием онтогенеза.

4)  Адаптивность – живучесть, приспособленность к внешней среде.

5)  Иерархичность – взаимодействие элементов может быть представлено в виде иерархии. Каждый элемент может быть представлен самостоятельной системой.

6)  Множественность описаний и множественность моделей – не существует модели, прогнозирующей поведение системы на 100%. Модели постоянно строятся. Неадекватность моделей требует выбора оптимального варианта.

7)  Уникальность – проявление индивидуальных и типичных свойств.

Лекция №3

Не бывает безнравственных целей при нравственных средствах и наоборот, т.е. цели и средства неразделимы.

Развитие любой системы происходит по циклической кривой, однако

Похожие материалы

Информация о работе